«Умирать от любви – значит жить».
Ксавье Форнере
«Если презирают все доброе, что ты делаешь, если перечеркивают все твои мечты, если делают
все наперекор твоему вкусу, не считаются с твоим советом, высмеивают твоё мнение, а ты
принимаешь всё с любовью и терпением… Это победа!».
Герхард Ян Реттинг
В последнее время понятие любовь претерпело значительные изменения. Любовь –
прежде всего, обладает духовной наполненностью, но этому все меньше и меньше
придается сейчас значение. «Многие мечтают о большой и чистой любви, а
удовлетворяются маленьким и грязным сексом» - эта ироничная фраза, к сожалению
истинна. Она как нельзя точно отражает то, духовное состояние современного человека,
который в глубине своего сердца еще не потерял желание и стремление к чистой любви, а в
действительной своей жизни не способен не только её достичь, но и отличить истинную
любовь от мимолетной влюбленности. Причина этому – в духовной незрелости человека, в
неумении ценить истинные ценности любви, в развитом чувстве эгоизма, а порой и простой
развращенности, которая сейчас, особенно среди молодежи воспринимается как норма
поведения.
Молодежи свойственно говорить о любви, она их главная жизненная составляющая.
Почти все, заключая брак, желают никогда не расставаться и клянутся друг другу в вечной
любви, но проходит совсем немного времени и люди разводятся. Почему же это происходит?
Потому что по прошествии короткого времени они больше не влюблены, а некоторые даже
ненавидят друг друга. Многие после развода произносят горько: «Не тот!» или «Не та!»
Многим людям достаточно почувствовать себя влюблёнными, чтобы пожениться. На самом
деле человека нужно любить, а влюблённость и любовь — это разные вещи.
Сегодня мы живём в обществе, где ценность всякой вещи зависит от рыночного спроса,
имидж товара важнее самого товара. Любви, пути личностного роста, духовности почти
повсюду на земном шаре придаётся малое значение, они не ценятся. Средства массовой
информации стали настолько могущественными, что создают самые настоящие
поведенческие модели: «твои желания – это все!», «будь сам себе героем!», «все, что нам
нужно – это только любовь!». Вожделение подкрепляется порнографией, наготой,
чувственной модой, призывами к «свободной жизни».
Мы живем в «цивилизации духовной смерти», которая хочет умертвить все то
благородное и возвышенное, что заложено в человеке Творцом. Порой даже влюбленность
высмеивается, она заменяется культом сиюминутных развлечений, эротичностью, умением
себя подать и продать. В женских и молодежных журналах, телепередачах, фильмах, шоу-
бизнесе, литературе превозносится последняя стадия любви - секс. Певица Сандра поёт
известную всему миру песню «Innocent Love» («Невинная любовь»), содержание её –
сплошные эротические фантазии. Многие западные музыкальные группы цинично
присваивают себе ставшие уже для них экзотичными названия “Pure Love” (чистая любовь),
“True Love”(истинная любовь), Virgin Love” (девственная любовь). Причем группы эти
отличаются изощренной рекламой общечеловеческих пороков: эротомания,
гомосексуализм, похоть. Однако достаточно иметь лишь немного здравого смысла, чтобы
понять, что переживание влюблённости сильно отличается от постоянной и истинной
любви.
В обществе, где жизнь человека поглощена стрессами, работой и другими
обязанностями, ощущение одиночества и покинутости неудержимо растёт. Общение между
людьми почти совсем исчезло, секс нередко считается единственным актом, способным дать
видимость общения, тепла, единения человеческих существ. И, к сожалению, эта форма
общения для многих становится первостепенной и единственной. Ощущая сексуальное
влечение к партнёру, человек верит, что нашёл большую любовь. Более того, это
принимается за доказательство интенсивности и правильности отношений, в то время как
на самом деле являет собой всего лишь доказательство глубокой неспособности общаться
другими способами. Так, мы путаем влюблённость с любовью. А какая же между ними
разница?
На самом же деле, влюблённость связана с сексуальностью, с физической природой
человека, а любовь — с его духовностью. Чем более человек духовен, тем более он способен
на сильное чувство. Для влюблённости секс имеет решающее значение, в любви он не
первостепенен.
В центре любви всегда один человек, а влюбленный способен «любить» одновременно
нескольких людей. Если вы не можете понять кого именно вы любите – ответ один – никого.
Любовь дарит желание созидать, она возрождает чувство собственного достоинства,
через заботу о любимом. Любовь благотворно скажется на вашей личности, она раскроет
все самое лучшее в вас. Она наполнит вас новой энергией, наметит цель, придаст
уверенности в себе, наполнит жизнь смыслом. Влюблённость создаёт только иллюзию роста,
будучи на самом деле только остановкой, временным прекращением невроза.
Любовь предполагает духовную и душевную совместимость, а влюбленность –
пренебрегает глубинными качествами человека. Ей достаточно одного имиджа: тело,
внешний вид, манеры, статус человека, то есть элементарное представление об идеальном
образе.
Любовь — это пламя, которое постоянно поддерживается.
Влюблённость — это искра, принимаемая за огонь. Во влюблённости восторженное
состояние возможно только в присутствии партнёра; в любви счастье составляет постоянную
основу жизни.
Влюбленность ограничена во времени, а любовь безгранична:
«Тот, кто безумствам любви конца ожидает, безумен,
У настоящей любви нет никаких рубежей»
Любовь упорядочивает физические контакты, а влюбленность их эксплуатирует.
Подлинная любовь поднимается выше физической близости и пронизывает всю
повседневность. Любящий хочет отдать, а влюбленный хочет получить. Любящий готов к
жертве.
Да, нет любви из жалости
Но нет любви без жалости,
А если нет в ней жалости –
То это просто шалости…
Жертвование своим удобством, состоянием, здоровьем, временем, а подчас и жизнью
напоминает христианский принцип «Нет большей любви, если кто положит душу свою за
друзей своих». Быт, рутина повседневной жизни, заботы и нужда – ничто не способно её
разрушить, трудности только усиливают любовь. Гегель считал, что настоящая любовь – это
обретение самого себя в отказе от самого себя и в исчезновении себя в другом.
Любовь настолько глубока, что порой человек не способен справиться с её
ощущениями и противоречиями. Так римский поэт Катулл восклицает:
И ненавижу её и люблю. Это чувство двойное!
Боги! Зачем я люблю и ненавижу зачем?
Страдание убивает влюблённость; любовь включает его в себя. «Люблю! Зачем я только
родился!» - восклицает влюбленный Микеланджело.
Если вам когда-либо приходилось общаться с истинно любящими людьми, то вы могли
заметить в них те редкие качества, которых нам многим не хватает, чтобы любить
постоянно: терпение, забота друг о друге, умение забывать и прощать, уступчивость,
снисходительность к слабостям другого человека. А это все и есть составляющие любви.
Библия ясно говорит о том, что без любви человек ничто:
«Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так
что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам всё имение
моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»
(Евангелие,1 Послание к Коринфянам 13,1-3).
Бог есть сама любовь. В образе Христа соединились все лучшие качества любящего
человека – жертвенность, смирение, чистота, умение прощать, простота, верность, терпение,
желание отдать любовь и научить любви.
Мы созданы для духовного роста. В этом наше единственное предназначение. Чем
больше мы любим, тем больше мы приближаемся к образу Христа. В этом духовный смысл
любви – преображение человека в его приближении к Богу через любовь к другому
человеку. Бог создал людей, чтобы их любить. Тот кто, принимает Бога, тот начинает
чувствовать Его любовь в своем сердце. Иисус говорил, что самая главная заповедь – это
«возлюби Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим –
сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная её: «возлюби ближнего твоего,
как самого себя» (Евангелие от Матфея 22,36-39). Тот, кто любит – носит в себе образ Христа.
Иисус Христос показал людям, что любовь должна быть жертвенной. В любви
жертвенность наша проявляется каждый день: жертва языка, когда мы сумеем промолчать
любимому и не ругаться, даже если он нас обидел, жертва гордыни, когда мы не ставим
своё «я» на первое место и не измеряем, сколько мы отдали любви и сколько получили
взамен, жертва плоти, когда мы отказываемся от удовольствий, если они не на благо нашей
любви. Те люди, что научились в своей жизни жертвовать многими своими прихотями, те
обретают мир в сердце, а значит счастье и любовь. Только такие люди познали вкус
истинной любви, такие люди способны любить и сохранить любовь на долгие годы.
Каждый из нас призван к великим делам, к тому, чтобы сделать нашу жизнь
неповторимой. Каждый из нас был сотворен по образу Бога, а Бог и есть сама любовь во всех
её самых лучших проявлениях. Где-то глубоко в наших сердцах живет Христос, Его мысли и
желания, Его сила и доброта. Всё хорошее в нас исходит как раз от Него.
Кому-то, возможно, покажется непонятным, почему автор статьи начала разговор с
человеческого понимания любви и влюбленности, а заканчивает размышлениями о
Божественной любви. Суть проблемы в том, Бог, наш Творец, Создатель, Он - лучший в мире
психолог, а потому лучше всех знает, что нам нужно. Человек не может достичь полного
счастья, по которому так тоскует всем своим существом, иначе, как только соблюдая законы,
которые вложил в его природу Бог.
Господь Бог — это любящий Отец, и если Он что-то запрещает нам или велит, то делает
это, заботясь о нашем благе. Он знает лучше, что для нас хорошо, полезно, что нас
развивает, приносит счастье и придаёт полноту нашей жизни. Он также прекрасно знает, что
благом для нас не является, поскольку унижает, порабощает, ранит, разрушает.
Услышать Его голос в мире разврата и грязи, порочных удовольствий и сомнительных
ценностей - большое личное приобретение для человека, ищущего ИСТИННОЙ ЛЮБВИ И
СЧАСТЬЯ.
Ковтун С.В., студентка.
Слово о любви
Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.
Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!
Любить — значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.
А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько.
Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить — это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!
Любить — это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга — читал он ее или нет?
Груша... А как ему эта груша?
Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь — это счастья вишневый стяг,
А в счастье пустячного не бывает!
Любовь — не сплошной фейерверк страстей.
Любовь — это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.
Любить — значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить — это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.
Любить — значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!
Любовь — не веселый бездумный бант
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить — это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.
И мне наплевать на циничный смех
Того, кому звездных высот не мерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить.
Под дождём
Солнце и гром отчаянный!
Ливень творит такое,
Что, того и гляди, нечаянно
Всю улицу напрочь смоет!
Кто издали отгадает:
То ли идут машины,
То ли, фырча, ныряют
Сказочные дельфины?
В шуме воды под крыши
Спряталось все живое.
Лишь в скверике, где афиши,
Стоят неподвижно двое.
Сверху потоки льются,
Грозя затопить всю улицу.
А двое вовсю смеются
И, больше того, целуются!
Шофер придержал машину
И, сделав глаза большие,
Чуть приоткрыл кабину:
- Вы что,- говорит,- дурные?
Те, мокрые, но смешливые,
Только заулыбались.
- Нет,- говорят,- счастливые! -
И снова поцеловались.
(Э.Асадов)
Мы у Бога о многом просим
Мы у Бога о многом просим,
А просить об одном лишь надо:
О любви, что все переносит,
Что чужому счастью рада.
Когда любишь – легко прощаешь,
Когда любишь – не мыслишь злого.
На обиду не отвечаешь
Злобным взглядом и едким словом.
В милосердии границ не знаешь,
Сердце к жертве всегда готово,
Недостатков не замечаешь,
Не сквернишь других клеветою.
Если любишь, совсем не важно,
Что не все тебя понимают.
Та любовь, что зажглась однажды,
Негасимым светом сияет.
И огонь ее ярко светит,
И о нем говорить не нужно.
Его всякий и так заметит,
Там где он, там любовь и дружба.
Если я его проявлений
В своей жизни не замечаю,
Значит, я любви не имею
Я о ней понаслышке знаю.
И напрасно просить о многом,
Мне, по сути одно лишь нужно:
Я Любви лишь прошу у Бога,
О других не заботясь нуждах.
Кризис идеальной любви
(сравнительный анализ понятий «любовь» и «влюбленность»)