«Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство!»
Януш Корчак
«Детская прелесть кроется в том, что с каждым ребенком все
обновляется и мир заново предстает на суд человеческий»
Гилберт Кит Честертон
«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети,
не войдёте в Царство Небесное»
( Евангелие от Матфея 18:3).
Вы задумывались когда-нибудь, почему маленьких детей сравнивают с ангелами?
Возможно потому, что в их внешнем облике и поведении есть что-то для нас безвозвратно
утраченное: чистота, непорочность, святость. На маленьких детей смотрят как на некий
бесценный дар с небес, пришедший с целью напомнить нам о мире света, доброты и любви
из которого они только что пришли и не имеют еще нашей взрослой испорченности. Дети
обладают рядом ценных идеальных духовных качеств, которые со временем постепенно
утрачивают, общаясь с миром взрослых людей, приобретая земной, способ общения,
«теряют крылья».
Феномен святости присущ детям с рождения. Они изначально чисты, откровенны,
целостны, они полны желания любить и быть любимыми, они интуитивно чувствуют и
болезненно реагируют на обман. Дети удивительно глубоко переживают духовные явления
и легко и искренне верят в Бога. Детские психологи утверждают, что в возрасте до 10-12 лет
формируется вся духовная база личности ребенка, но это не совсем точное утверждение.
Точнее сказать, что дети рождаются изначально чистыми, родителям главное сохранить в
детях, то, что им уже дано от Бога.
По небу в полуночи ангел летел и тихую песню он пел
И месяц, и звезды, и тучи толпой внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных миров под кущами райских садов
О Боге великом он пел и хвала его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нёс для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой остался без слов, но живой.
И долго на свете томилась она, желанием чудным полна,
И звуков небес заглушить не смогли ей скучные песни земли.
В Евангелии мы находим удивительные слова Иисуса Христа: "Кто не примет Царствия
Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Евангелие от Марка 10:15) В Библии вообще много и
часто говорится о детях. Они признаются даром и наследством от Бога: «Вот наследие от
Господа: дети, награда от него – плод чрева» (Псалом 126:3-5). За ними признается святость:
«…ибо таковых есть Царство Божие» (Евангелие от Марка 10:14). Они легко и естественно
воспринимают духовные ценности: любовь, доброту, милосердие, искренность, радость,
веру в Бога, все то, что в христианстве называют Царством Божиим: «Кто не примет Царствия
Божия как дитя, тот не войдет в него» (Евангелие от Марка 10:15)
Что же значит, «быть как дети?». Тот мир, в котором мы живем, злой и жестокий к
слабым не в состоянии понять и принять ребенка как особый и драгоценный дар от Бога,
дар изначально наделенный чертами святости, то есть чистоты, своей устремленностью ко
всему чистому, доброму и светлому в этом мире.
Дети обладают целостностью. Это та способность, которая позволяет детям, и только
детям, нераздельно, всем существом отдаваться как радости, так и горю, благодаря которой
ребенок всегда весь целиком во всем, что он делает и к чему он относится. И не потому ли и
в Евангелии сказано: "Будьте как дети" (Евангелие от Матфея 18:3). Что это может значить?
Ведь вся наша цивилизация направлена на то как раз, чтобы детей сделать взрослыми,
такими же умными, рассудочными, прозаическими существами, как мы сами. Не рассчитаны
ли все наши доказательства, рассуждения и споры именно на этого взрослого, для кого
детство только и всего лишь время роста, подготовки, время изживания именно детства в
самих себе? Вряд ли призыв быть как дети значит какое-то искусственное упрощение,
отрицание роста, образования, развития, то есть всего того, что мы называем в детстве
подготовкой к жизни, умственным, душевным и физическим созреванием. Вопрос не о том,
что приобретает человек, становясь взрослым, а о том, что теряет он, выходя из детства. Ибо
нет сомнения в том, что он именно теряет что-то, столь единственное и драгоценное, что
потом всю жизнь вспоминает о детстве как о потерянном рае. Ребенок не знает еще этого
раскола жизни на прошлое, настоящее и будущее, этого печального опыта утекающего
безвозвратно времени. Он весь в настоящем, он весь в полноте того, что сейчас, будь то
радость, будь то горе. Он весь в радости, и потому говорят об особом "детском" смехе и о
"детской" улыбке; он весь в горе и отчаянии, и потому говорят о слезах ребенка, потому так
легко, так неудержимо он и плачет, и смеется. Ребенок целостен не только в отношении ко
времени, но и ко всей жизни, он отдается весь всему; он воспринимает мир не рассудочно,
не аналитически, не каким-либо одним из своих чувств, а всем своим существом без остатка.
Если для него звери говорят, деревья страдают или радуются, солнце улыбается, а пустая
спичечная коробочка может чудесно засиять, как автомобиль, то это не потому, что он глуп и
неразвит, а потому что ему в высшей степени дано и открыто это чувство чудесной глубины
и связи всего со всем. Потому что он имеет дар полного слияния с миром и с жизнью, потому
что, вырастая, мы действительно безнадежно теряем все это. Дети верят, что весь мир
создан для них, для их радости и веселья. Они берут чужие вещи, а на самом деле
воспринимают все как свое собственное.
Великий Бог- податель благ, заботливый Отец.
Цветочкам ярким дал наряд. Создатель и Творец.
Дал звездам - небо, птицам - корм, пшенице дал поля,
Деревьям – лес, улитке – дом, а мамочке – меня!
Ребенок искренен и честен, даже тогда когда он говорит, что летал на динозавре или что
он съел ведро клубники. Вранье всегда связано с выгодой или страхом или желанием
обманно утвердиться в обществе. Ребенок чужд этих мотивов. Фантазии для него самого
чистая реальность, и сам он живет в этом выдуманном им мире.
Дети необычайно доверчивы, по той простой причине, что они сами не врут, а искренне
верят в то, что только что придумали. Взрослые смеются и не верят в то, во что они верили в
детстве: Деда Мороза и Снегурочку, маленьких зеленых человечков, бабайку, гномиков,
приносящих конфеты. Мы взрослые не верим в это, потому, что нас столько раз обманывали
и говорили, что этого нет.
Дети необычайно оптимистичны, потому они так любят сказки. Сказки - это из детского
мира добра, любви и справедливости. Сказки – это то, что отвечает их внутреннему миру.
Дети умеют радоваться, и они быстро забывают причиненные им обиды.
Дети полны жажды познания.
Они стремятся все узнать и попробовать. Они не утверждают, что все знают, они
искренне хотят знать. Они учатся всему тому, что их окружает. Дети необычайно
любознательны и опыт, приобретаемый детьми к десятилетнему возрасту может выглядеть
чистым кошмаром для их родителей. Вот что узнала одна мама, благодаря «милым
шалостям» своих малолетних детей:
•
Трехлетний малыш способен перекричать две сотни взрослых в переполненном
ресторане.
•
Если смешать тормозную жидкость с моющим средством на основе хлора, пойдет
дым. Дыма будет много.
•
Французскими духами можно мыть не только руки, но и ноги. Пахнут и те и другие
одинаково хорошо.
•
С помощью увеличительного стекла можно развести огонь и в пасмурную погоду.
Огонь будет большой.
•
«Суперклей» - самый лучший.
•
Лаком для ногтей можно красить не только ногти, но и спящего папу. Папа может не
заметить, если ему об этом не скажет мама.
Дети не совершают зла умышленно.
Дети чисты и у них нет порочных мыслей. В Библии, призывая нас быть «младенцами
на совершение зла», апостол Павел не говорит, что дети никогда не делают плохих
поступков. В послании к Римлянам он писал, что от рождения все мы грешны. Но он
приводит в пример младенцев потому, что они не вынашивают это зло в сердце. Все что они
делают «злое», сводится к спонтанным ошибкам, совершаемым чаще всего по неопытности:
разбитая ваза, пролитый на ковер чай, сломанная клавиатура от компьютера. Ребенок не
планирует совершать тот или иной плохой поступок, но так уж спонтанно у него это
получается.
Дети доверчивы и привязаны к родителям.
Часто мы можем наблюдать у детей, даже у самых испорченных, полное доверие к Богу.
Взрослые, молясь, могут рефлектировать: надо ли мне это, о чем я прошу, а слышит ли меня
Бог? А ребенок молится и говорит: "Господи, у мамы зуб болит - пусть он пройдет". И через
десять минут приходит и спрашивает: "Ну что, стало легче?" То есть он, несомненно, верит,
что Господь его услышал. Мне кажется, надо различать два разных понятия: вера и доверие.
Сейчас людей неверующих практически нет, убежденных атеистов - единицы. Для того
чтобы верить, особых усилий не требуется. А есть понятие доверия. Доверчивость - это
совершенно особое качество. Верить в то, что Бог есть - можно. А довериться ему,
препоручить ему всю свою жизнь - очень трудно. Так вот, дети - исключительно доверчивые
существа. Они вверяют свою жизнь взрослому человеку. Вот, допустим, идет ребенок лет
четырех-пяти с мамой по улице. В потоке ли машин, в потоке ли людей, в магазине ли, где
полно покупателей. Он чувствует себя совершенно безмятежно, потому что он идет с
мамочкой за ручку. А теперь представьте себе, что его рука вырвалась из материнской руки
или мама отошла куда-то, ее не видно. Это просто катастрофа! Ребенок оказался в
совершенно враждебном, непонятном мире. И тут он начнет плакать. А когда он с мамой, он
спокоен. Вот так ребенок доверяет и Богу, дети удивительно доверчивы. Трехлетний ребенок
страдающий от кашля, перед сном сказал бабушке: ” Если ты во сне увидишь ангелов, скажи
им, чтобы у меня перестал кашель: я очень устал!” Дети не сомневаются в том, что общение с
Богом идет всегда, и вряд ли у них есть понятие”Бог меня не слышит”.
Дети искренне верят в Бога как нечто абсолютно доброе и справедливое. Писатель
Михаил Дымов, оказавшись однажды в Америке, наткнулся в печати на отзывы детей о Боге
и настолько поразился их глубине и откровенности, что усомнился в их подлинности («будто
не дети писали»). И он решил провести такой же эксперимент среди русских школьников в
возрасте 6—10 лет. Ответы учеников 30 школ поразили его той же глубиной чувствования и
переживания. Дымов просил о сотрудничестве в проведении опроса только тех учителей,
которых первоклассники искренне называли любимыми. «Дети старшего возраста, —
говорил Дымов, — более меркантильны, они обращаются не к Богу, а к взрослым как его
посредникам и способны просчитать их ожидания. Маленькие авторы книги своим учителям
пока что доверяют. Документально Бог оказался синонимом свободы слова. Они
воспринимали Бога как нечто отстраненное, как высшую справедливость, которая над
учителями, родителями — над абсолютной земной властью взрослых», «О чем бы ты хотел
спросить у Бога?», «Что бы ты хотел попросить у Бога?», «Что бы ты хотел рассказать Богу?» - с
такими вопросами он обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Их письма
столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы:
•
Вчера в школе объявили, что Ты есть. Здравствуй! Как живешь? Как здоровье?
Господи, давай дружить? Федя, 1 кл.
•
Давай договоримся, Господи: я верю в Тебя, Ты – в меня. Ляля, 2 кл.
•
Синее небо, Господи, - это когда у тебя хорошее настроение?
Надя, 3 кл.
•
Я понял, что Ты самый главный на Земле, хоть и живёшь на небе. А тебя не
переизберут? Сеня, 1 кл
•
Тебе нравится, что творится на Земле? Андрей, 4 кл.
•
Хочу на Землю, которую сотворил Ты, а не люди. Я не хочу в мир взрослых – там всё
неправда. Андрей, 4 кл.
•
Цветы у тебя получились лучше, чем человек. Галя, 4 кл
•
Люди так страдают на Земле, неужели в аду еще хуже? Рад, 4 кл.
•
Я Тебя, люблю, но маму и папу больше. Это ничего? Зоя,3кл.
•
Можно мне не умирать, а? Юля, 1 кл.
•
Я прочитала, что Христос еврей, но он же Твой сын, так что Ты тоже еврей? Ася, 2 кл.
•
Ладно, Христос страдал ради людей, а ради чего страдают люди? Гриша, 4 кл.
•
У Тебя есть ум или Ты весь состоишь из души? Женя, 3 кл.
•
Значит, если я правильно понял эволюцию, Ты создал Адама и Еву, а дальше человек
произошел от обезьяны? Сергей, 3 кл.
•
Боженька, а если я дала откусить «Сникерс» — это любовь?
Рая, 2 кл.
•
Зачем человека растили годами, а потом бац — и он уже мертв? Вася, 2 кл.
•
Я бы хотела, чтоб мой день рождения был не раз в году, а пять. Не из-за подарков.
Просто больше раз я бы видела папу. Нина, 2 кл.
•
Что можно сделать в жизни для тебя, чтоб мама меня никогда больше не била? Лёня,
2 кл.
Дети больше доверяют своим инстинктам и интуиции, чем опыту. Мы учим детей
больше слушать советы взрослых, чем свое собственное сердце. Они живут спонтанно,
интуитивно, а мы это называем детской непосредственностью. Они хотят быть такими какие
они есть, а мы их учим быть такими как все, как брат, как папа, как дядя Петя. Они говорят
правду, то есть то, что думают, не обдумывая её заранее. Дети имеют чистый ум,
незамутненный тревогами, проблемами и излишней ответственностью. Они взывают к нам,
чтобы мы доверяли себе, своим инстинктам и интуиции. Ведь все это дано каждому человеку
от рождения.
«- Девочка, тебе понравился пирог?
- Я должна сказать «да» или то, что думаю?»
Если мы взрослые остаемся с детьми честными, последовательными, говорим то, что
думаем, то и дети увидят в нас своих союзников. Они нетерпимы к неискренности, чувствуют
фальшь, сразу распознают, когда кто-то лжет. Дети интуитивно чувствуют, что родители что-
то скрывают: свои вредные привычки, истинные чувства тревоги или переживания. Они
могут открыто спросить о своих подозрениях. У детей начинаются внутренние проблемы из-
за несоответствия того, что они чувствуют и того, что говорят взрослые. Если взрослые
научаться с любовью искренне и откровенно говорить со своими детьми о своих чувствах,
то у них навсегда установятся теплые отношения.
Дети от рождения одарены сочувствием ко всем существам: животным, растениям,
другим людям. Они болезненно реагируют на жестокость, негуманность, глупость,
бессердечность и бесчувственность. Исследования в области психологии со всей
очевидностью доказывают, что чувствительные и понимающие природу детей родители
имеют отзывчивых и чувствительных детей. Медицинские исследования показывают, что
способные к состраданию дети, чувствуют себя увереннее, обладают более низкой частотой
сердцебиения. Они эмоционально, ментально, социально и физически здоровее тех детей,
которым менее свойственен альтруизм. Исследования показывают, что высокая
нравственность берет начало из сострадания. А состраданию ребенок обучается только
тогда, когда в детстве к нему относятся с пониманием. Мы должны уважать врожденную
способность детей к добру, любви и состраданию, так как в критические моменты человеком
управляет не разум, а сердце, вместилище любви. Задача взрослых, живущих рядом с
ребенком – помочь ему вырасти и не забыть всего того, что было у него ценного в детстве.
Дети необычайно любящие существа.
Для детей их родители – идеальные. Они любят их больших и маленьких, толстых и
худых, добрых и злых. Они легко прощают им обиды. Они редко различают кого они любят
больше – маму или папу. Все окружающие их взрослые – хорошие. Они обладают
беспредельной потребностью в любви. Они видят проявления любви там, где мы взрослые
её уже не замечаем. Детей начальной школы спросили, что означает слово «любовь?» и дети
удивительно по взрослому ответили:
•
“Любовь- это когда девушка пользуется духами, а юноша пользуется одеколоном
после бритья, и когда они идут гулять, они нюхают запах друг друга”.
•
“Любовь- это когда моя мама готовит кофе для моего папы и перед тем, как дать ему
кофе она его пробует, чтобы убедиться, что он вкусный”.
•
“Любовь- это когда вы все время целуетесь. А когда вы устали целоваться, вам все
еще хочется быть вместе и вы говорите друг с другом еще и еще. Вот как у моих мамы с
папой”.
•
“Любовь- это когда папа потный приходит с работы и от него пахнет, а мама все
равно говорит, что он красивее всех”.
•
“Любовь- это когда ты говоришь мальчику, что тебе нравится его рубашка, и тогда он
надевает ее каждый день”.
Ну а что касается того, что у детей, как и у любых людей, есть недостатки - это
безусловно. Но мне кажется, что Христос, говоря своим ученикам "будьте как дети", имел в
виду именно эти лучшие, идеальные качества ребенка. И тем самым ставит перед нами
такой естественный, такой доходчивый, открытый, доступный идеал. Он имеет в виду
детскую доверчивость, проникновение в суть вещей, незлобивость, умение прощать и
забывать обиды, любить. Бывает, конечно, что дети переживают какие-то эмоциональные
перегрузки, и это накладывает на них негативный отпечаток. Но в этом уже виноваты
взрослые. Злость, обман, жестокость, насилие – непосильная ноша для хрупких детских душ.
Мы должны быть с детьми ласковыми, нежными, сострадательными и учить их быть
взрослыми. А сами учиться детской непосредственной искренней любви. Традиционный
путь толкования этого евангельского выражения обычно заключается в попытке найти такие
чисто детские свойства, которым человеку стоило бы подражать. Благодаря своей
невинности и чистоте, дети стоят ближе к Богу, чем взрослые люди. Поэтому великая тайна
детства заключается не в том, что дети должны узнать от нас об этом мире, а в том, что мы
должны узнать от них ”. Прокопишина Н.А., преподаватель социологии и философии, Ткач
Л.В., студентка.
Давайте любить как дети
Давайте любить, как дети:
Светло, бескорыстно, живо.
Давайте любить, как дети:
Без масок притворно-лживых.
Ведь можно же жить иначе:
Светить всем своей улыбкой,
Корпеть над чужой задачей,
Рыдать над чужой ошибкой.
Давайте любить, как дети
И брать доброты барьеры,
И радость искать в завете,
И мчаться на крыльях веры.
В беде проявлять участье,
И видеть друзей повсюду,
И верить в возможность счастья,
И верить в нормальность чуда.
Давайте прощать, как дети,
Чтоб раз навсегда и просто,
И помнить зимой о лете,
И верить в возможность роста.
Давайте грустить, как дети:
Недолго, светло, без драмы,
И помнить, что солнце светит,
Что любит нас Бог, как мама.
Корысти не знают дети,
Не знают обмана, взяток,
На ближних не ставят сети,
В добро верят дети свято.
Чисты их глаза и руки,
Чисты их простые мысли,
В мирской суете и скуке
Сердца их ещё не скисли.
Давайте мечтать, как дети,
Что все нам открыты двери,
О дружбе на этом свете,
О Царстве любви по вере.
Где Бог будет править Царством,
Слеза не блеснёт на лицах,
Не будет нужно лекарство,
Не будут нужны больницы.
Давайте любить, как дети:
Не ждать от любви наживы,
Любить так, как солнце светит.
Тогда только будем живы.
Ангел вечерний
В вечерний час, над степью мирной,
Когда закат над ней сиял,
Среди небес, стезей эфирной,
Вечерний ангел пролетал.
Он видел сумрак предзакатный,-
Уже синел вдали восток,-
И вдруг услышал он невнятный
Во ржах ребенка голосок.
Он шел колосья собирая,
Сплетал венок и пел в тиши,
И были в песни звуки рая-
Невинной, неземной души.
“Благослови меньшого брата,-
Сказал Господь: «Благослови
Младенца в тихий час заката
На путь и правды и любви!”
А ангел светлою улыбкой
Ребенка тихо осенил
И на закат лучисто- зыбкий
Поднялся в блеске нежных крыл.
И, точно крылья золотые,
Заря пылала в вышине,
И долго очи молодые
За ней следили в тишине!
(И.А.Бунин)
В раю
По лиловым дорожкам гуляют газели
И апостол Фома с бородою по грудь...
Ангелята к апостолу вдруг подлетели:
"Что ты, дедушка, бродишь? Расскажи что-нибудь!
Как шалил и играл ты, когда был ребенком?
Расскажи... Мы тебе испечем пирожок..."
Улыбнулся апостол. "Что ж, сядем в сторонке
Под тенистой смоковницей в тесный кружок".
"Был я мальчик румяный, веселый, как чижик...
По канавам спускал корабли из коры.
Со стены ребятишки кричали мне: "Рыжик!"
Я был рыжий - и бил их и гнал их с горы.
Прибегал я домой весь в грязи, босоножкой,
Мать смеялась и терла мочалкой меня.
Я пищал, а потом, угостившись лепешкой,
Засыпал до румяного, нового дня.
А потом? А потом я учился там в школе, -
Все качались и пели, - мне было смешно,
И учитель, сердясь, прогонял меня в поле.
Он мне слово, я - два, и скорей за окно...
В поле я у ручья забирался под мостик,
Рыбок горстью ловил, сразу штук по семи".
Ангелята спросили: - За хвостик? - "За хвостик".
Ангелята вздохнули: - Хорошо быть детьми...
Кто меня так сотворил?
Кто мне дал такие ножки, Я б не мальчик был, а жук.
Чтоб я бегал по дорожке? Одна тетя говорила,
Кто мне шейку укрепил, Что давно ещё горилла
Носик, ушки прилепил? Была мамой всех людей
Кто мне ручки предоставил И прабабушкой моей.
И кто глазки мои вставил? Но я верю и я знаю
Кто трудился надо мной? Всё прекрасно понимаю,
Кто Отец – Создатель мой? От начала до конца
Дяди, тёти, посмотрите, Во мне дело рук Творца.
Что во мне не так, скажите? Бог меня так сотворил,
Всё задумано так сложно. И всем нужным одарил,
Что ещё прибавить можно? Чтоб я кушал, говорил.
Отнимите один пальчик – И Творца благодарил.
Стану я калекой – мальчик. Он меня создал любя
Если б дали мне шесть рук По подобию себя.
Мой роман
Кто любит прачку, кто любит маркизу,
У каждого свой дурман,-
А я люблю консьержкину Лизу,
У нас - осенний роман.
Пусть Лиза в квартале слывет недотрогой,-
Смешна любовь напоказ!
Но все ж тайком от матери строгой
Она прибегает не раз.
Свою мандолину снимаю со стенки,
Кручу залихватски ус...
Я отдал ей все: портрет Короленки
И нитку зеленых бус.
Тихонько-тихонько, прижавшись друг к другу,
Грызем соленый миндаль.
Нам ветер играет ноябрьскую фугу,
Нас греет русская шаль.
А Лизин кот, прокравшись за нею,
Обходит и нюхает пол.
И вдруг, насмешливо выгнувши шею,
Садится пред нами на стол.
Каминный кактус к нам тянет колючки,
И чайник ворчит, как шмель...
У Лизы чудесные теплые ручки
И в каждом глазу - газель.
Для нас уже нет двадцатого века,
И прошлого нам не жаль:
Мы два Робинзона, мы два человека,
Грызущие тихо миндаль.
Но вот в передней скрипят половицы,
Раскрылась створка дверей...
И Лиза уходит, потупив ресницы,
За матерью строгой своей.
На старом столе перевернуты книги,
Платочек лежит на полу.
На шляпе валяются липкие фиги,
И стул опрокинут в углу.
Для ясности, после ее ухода,
Я все-таки должен сказать,
Что Лизе - три с половиною года...
Зачем нам правду скрывать?
(Саша Черный, 1927, Париж)
Святость детства или
чему нас учат дети