«Не знаю менее подходящего для компьютера места, чем детский сад и начальная школа» Клиффорд Столл, специалист по компьютерам, родоначальник Интернета «Пошел человек в лес за грибами. Принес их домой и пожарил, но в последнюю минуту засомневался, съедобны ли они. Накормил собаку - сдохла. Потом дал кошке - тоже сдохла. Посидел, подумал и доел грибы. К утру умер сам». Это не шутка и не сюжет из фильма. Это реальная история. Мораль же этой истории такова, что простых и явных доказательств опасности человеку не достаточно, чтобы удержаться от соблазна. Кто-то может сказать, что таких дураков мало и что об этом говорить. Но жизнь показывает, что это «мало» исчисляется тысячами и миллионами. Простой тому пример - телевизор. Вред его очевиден: разрушение психики, нравственности, здоровья. Все это понимают, но часами просиживают у экранов, более того, приучают к экранному яду детей. Для тех, кто сомневается, что экран губит душу и тело ребенка, приведем реальные доказательства. Не для кого не секрет, что маленькие дети отличаются повышенной восприимчивостью ко всему, что их окружает. Тысячелетиями культуры мира создавали особую атмосферу добра и любви вокруг познающего мир ребенка. Сказки, песни, стихи, игры, общение со взрослыми и сверстниками должны были постепенно сформировать в ребенке здоровую полноценную личность, способную любить, общаться, ценить красоту, стремиться к знанию, уметь трудиться. Современные родители не перестали любить своих детей, но, являясь людьми XXI века, предлагают малышу другие игрушки и развлечения, заменяют живое общение - общением с экранным «другом», которого иначе как врагом детства не назовешь. Факторы физического нездоровья. Первыми тревогу забили специалисты тех стран, где проблема воздействия экранного насилия на детей стояла наиболее остро - США, Англия, Франция, Германия, Голландия. Результаты исследований в 90-х годах выглядели просто сенсационно: «Пристрастие детей к экрану телевизора или компьютера, делает их «экранными инвалидами», разрушая их душу и тело». Британский учёный — психолог и биолог Эрик Сигман, проанализировал и суммировал 35 различных научных исследований, проведённых в разное время его коллегами из Великобритании и США. В итоге доктор назвал основные негативные последствия просмотра телевизора детьми, опубликовав доклад в уважаемом журнале Biologist, опубликовал книгу "Дистанционно управляемые: как телевидение ломает наши жизни" и получил горячую поддержку со стороны  Национального союза учителей  Великобритании (National Union of Teachers), а также ряда медиков, психологов, социологов и других специалистов. Доктор Сигман пишет: «Посмотрите, что с ними сделало телевидение. Это разжиревшие дети, у которых плохо заживают раны, имеются, дефицит внимания, проблемы с метаболизмом, гормональные нарушения. Это близорукие дети с аутизмом, раком, диабетом, слабоумием, и преждевременным половым созреванием. Столько бед, один ответ - телевизор». Медики. Почему экран влияет на развитие детской нервной системы объясняет доктор медицины Вольфганг Гебель, Германия. «Во время просмотра телевидения глаза неподвижно сконцентрированы на экране, на котором движутся изображения. Неподвижность глазных мускулов передается всей остальной мускулатуре. При этом зрительный процесс происходит ненормальным образом, так как при обыкновенном рассматривании мускулы глаз совершают разнообразные и сложные движения и как бы обегают наблюдаемый объект. Кроме того, ни один цвет и ни одна пропорция не совпадают с реальными, трехмерное проецируется на плоскость. Задействованы только два уровня чувств: зрение и слух, все остальные пребывают в пассивности, что приводит к разобщению их функций». "Приклеенностью" зрителя к экрану пользуется и иммунитет, который ослабляется. Не дремлют и сердечнососудистые заболевания. О том, что портится зрение, можно не говорить — это общеизвестно. Утрачивается и способность человека концентрироваться на "нетелевизионных предметах": рассеянное внимание, проблемы с памятью и скоростью реакций повышают риск развития болезни Альцгеймера, то есть — старческого слабоумия. Ещё, что важно, телевизор "подавляет" производство мелатонина, ключевого гормона и мощного антиоксиданта, который играет важные роли в иммунной системе, цикле "сон-бодрствование" и половом созревании, которое начинается раньше, чем нужно. "Экран" негативно влияет на сон (в частности, яркий свет нарушает ход внутренних часов организма), а нехватка сна улучшает аппетит, и гормональные различия между голодом и сытостью стираются. На выходе, опять же, ожирение. В ДНК, между тем, начинаются мутации, способные вызвать рак. Далее — аутизм, спусковым крючком для которого запросто может быть телевидение или компьютер. Тесное общение с техническими источниками информации приводит к интеллектуальной деградации, так они обеспечивают интеллектуальное возбуждение при минимальной работе мускулов. Многие педагоги и психологи также отмечают постэкранные симптомы у детей: 2-3 летние дети, приходя в детский сад, не знают как их зовут, а также их маму или папу, и вообще не умеют говорить. В класс все больше приходит детей с нарушением устной речи. Одна из причин - вредное влияние технических источников информации на развитие речи ребенка, его органов чувств, интеллектуальное и психическое развитие. В общении с другими людьми не чувствуют дистанции и невнимательны. Почти не смотрят в глаза, часто отвечают поверхностно и стереотипно, их интерес к вещам неглубок. Дети мало читают, предпочитают рассматривать картинки. Не способны сами сконцентрироваться, им нужен более мощный источник возбуждения внимания. В классе не реагируют на речь учителя, его объяснения воспринимают как шумовой фон постоянно работающего телевизора или компьютера. После долгого сидения у экрана, ребенок приходит в состояние неестественного двигательного перевозбуждения. Поэтому дети после этого не способны некоторое время ничем заниматься, склонны к агрессии, пребывают в дурном настроении ведут себя вызывающе. Негативное содержание передач только усиливает эти проявления. У «экранных детей» отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то себя занять. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Для «экранных детей» - свойственно непослушание, критическая оценка всего, что не связано с экраном, выражение раздражительности, брань, высказывание проклятий, оскорблений, обидных шуток, то есть всего того, чему их учит игра или телевизор. Факторы духовного нездоровья детей. Нравственно-духовное здоровье ребенка оценивают по таким критериям: проявление гуманных отношений ребенка к предметному миру, другим людям и себе самому; здоровая психика, оптимизм, желание общаться и другое. Сегодня приходится констатировать снижение всех этих показателей качества духовной жизни современного детства и не последнюю роль здесь играет влияние средств массовой информации. Популярность экранного друга - признак неблагополучия семьи. Как только ребенок научился сидеть, родители спешат купить ему мультфильмы и усадить перед телевизором. Несколько часов спокойной жизни в доме обеспечено. Ребенок часами неподвижно сидит у экрана, мать и отец могут заниматься своими делами. Ребенок не капризничает, молчит, не мешает, и это главное. Нет необходимости с ним общаться, что-то объяснять или показывать. Нет необходимости ему читать, петь, рассказывать, он без отрыва смотрит на экран. Ребенок растет и мультики заменяют детскими фильмами, затем детективами и фильмами ужасов. То же спокойствие в доме на много часов. Подавляющее число времени общения заменяется сидением у экрана одного ребенка или со всей семьей - не важно. Но эта зловещая тишина со временем заменяется взаимоотчуждением детей от родителей, неспособностью общаться в отрыве от экрана, неспособностью понять, посочувствовать. Все общение происходит во время рекламной паузы или в перерывах между сериалами. В дальнейшем разрыв теплых эмоциональных связей между родителями и детьми, затем походы к психологу и вопрос: «Почему он у нас такой (грубый, черствый, агрессивный, пассивный, вялый, странный, больной, глупый, злой, - выберите сами подходящее слово). Знаменателен в этой связи анализ детских рисунков "Моя семья" — центральным мотивом которых становятся телевизор и "компьютер" — именно они, любовно прорисованные детьми, как правило, занимают центральное место в рисунке, как бы символизируя "домашний очаг", или "членов семьи", при этом зачастую в ущерб изображению реальных членов семьи, людей вообще. За последние годы возрос процент таких рисунков. Или другой пример, педагог-психолог предлагает детям поиграть в телепередачу и представить, что лист бумаги – это экран телевизора и его нужно заполнить любыми рисунками. 95% детей заполняют лист смертельными образами: черепами, костями, уродами, скелетами, трупами, кровью. Они стали современными детскими героями. Происходит ориентация на западные ценности. «Экранный друг» формирует позитивное отношение ко всему западному, а точнее американскому (70% российского телевидения - это американ¬ский эфир), за которым чаще всего стоит культ силы, экспансии, аг-рессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни с подавляющим преобладанием чуждых русской культуре моделей поведе¬ния, воспитывают презрение к национальным традициям.. Экран как генерированный «совокупный» взрослый трансформирует дет¬скую картину мира в направлениях: меркантилизации детского сознания, выражающейся в преувеличенном отношении к деньгам, желании обогащаться любыми способами, не только заниматься бизнесом в будущем, но "работать в мафии", подражать героям се-риалов - ворам, обманщикам, гангстерам. Меняется традиционно детское отношение к смерти. В детской картине мира нарастает тенденция к танатизации - мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологической катастрофы, но и отношению к собственной смерти - как к чему-то обыденному. Это не только виртуальная реальность смерти как убийства, умерщвления, насаждаемая телевидением, видео- и компьютерными играми, но и появление желания у ребенка увидеть смерть наяву, убить живое существо и понаблюдать его смерть. Ребенок открыто сталкивается со сценами эротики, порнографии. У детей отмечается ранняя сексологизация и эротизация сознания вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни; циничное отношение к интимной жизни взрослых, преждевременная озабоченность  вопросами секса и прочее. Графика тел и одежда современных мультгероев имеет явную эротическую направленность. Они озабочены далеко не детскими проблемами. Наблюдается дисгармония в отношениях «ребенок - ребенок». Ребенок должен общаться со сверстниками и взрослыми. В этом основной закон развития психики ребенка. Детская субкультура охраняет его от неблагоприятных воздействий взрослой культуры. Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления. С утратой физического пространства игр, группового взаимодействия и общения, какими были городские   дворы, дети лишились возможности реализации своей групповой жизни, передачи всего богатства форм детской субкультуры. Следствием этого стал рост детских неврозов, психических за¬болеваний и криминализация детской жизни; по принципу: "у детей отняли дворы, и они заняли подвалы". По мнению В.М. Григорьева - собирателя, организатора и "реставратора" народной игры - играть стали не меньше, а хуже, качество игр стремительно падает. Все больше  примитивных  игровых  форм — шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучитель¬ством животных, а то и людей, бессмысленное разрушительство". Форму зависимости приобрело увлечение компьютерными играми. В Великобритании подсчитали, что нынешний ребёнок из шести лет жизни проводит один год перед экраном. Дети постарше (11-15 лет) уже тратят на это 55% своей "бодрствующей" жизни, или больше четверти суток. А через десятилетие ожидается серьёзное увеличение количества "телевизионного времени". Быстро формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от компьютерной игры, сродни наркотической. Компьютерные игры способствуют разжиганию пагубных страстей: страсти к властолюбию и тщеславию, наживе и нездоровому азарту, лжи, жестокости. Как показали исследования, родители весьма беспечно относятся к увлечению детей компьютерными играми. Лишь 23% родителей не одобряют долгое сидение за компьютером, а большинст¬во считает, что компьютер "развивает быстроту реакции, память и мышление, учит логике и сообразительности". За последние всего 5-7 лет возникла целая субкультура приверженцев компьютерных игр: издаются десятки специальных газет и журналов, в больших городах действуют компьютерные клубы, в которых игроманы младшие школьники, подростки, юноши общаются на своем языке, имеют свою символику, клички, собираются в "кланы". Даже наблюдающие за игрой могут испытывать сильнейшее эмоциональное напряжение. Вот что написала молодая мама в жур-нал "Навигатор игрового мира": "Я мать двоих сыновей, и я тихо шалею, глядя на то, как на глазах у старшего сына (2,5 года) отец расстреливает очередное живое существо, пусть виртуальное, пусть даже монстра. Но сын-то в это верит!.. Виртуальная смерть на экране — он же в нее верит, кричит "нет, папа, не надо!" Пока еще, он не привык к этому зрелищу, оно еще не стало для него чем-то нормальным. Я постараюсь, чтобы "Квейк" и подобные игры добрались до моих детей как можно позже...". Дети привыкают получать впечатления и душевные переживания без личных усилий, просто нажимая кнопки. Со временем это проявляется в склонности к алкогольной, медикаментозной и наркотической зависимости. Психологи отмечают, что восприятие экранного мира ребенком своеобразно, он не вникает в содержание и сюжет, не понимает действий и отношений героев - он видит только яркие, быстро меняющиеся пятна. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, начинает искать её повсюду в реальной жизни. Ему все равно куда смотреть, лишь бы мелькало, двигалось и шумело. Так идет медлен¬ное, но верное закрепление у ребенка зависимости от получаемых пассивным путем удовольствий - сначала телевизор или компьютер, а потом - пиво, водка, развлечения, наркотики, все то, что не требует от личности усилий. Рост числа детской агрессивности. Однажды учитель спросил у десятилетнего школьника какая его самая любимая игра и он ответил: «Та, в которой можно убивать и мучить разными способами. Это так здорово! Ты чувствуешь себя таким сильным!». Стоит задуматься над его словами. Раньше вершиной детского блаженства были «мультики». Это был мир добра и красоты: трогательные зайчата, пушистые и трудолюбивые белочки, сильные и добрые медведи, всегда готовые прийти на выручку слабым. Все дышало любовью и заботой о детях. А теперь в мир детства ворвались вампиры, демоны и злодеи всех мастей, убивающих и пожирающих друг друга. Одновременно на всех каналах страшные монстры стали кричать: «Я убью тебя!» По данным компании "Росмедиамониторинг", в России днем по телевизору в течении 1 часа показывают 7-8 убийств и бесконечные пьянки. Вечером пьянки, убийства и секс показывают каждые 6 минут все это на глазах у ребенка, тогда как доля детских программ в сетке вещания шести основных каналов составляет не более 2,2% от суммарного времени вещания. Исследователи детства отмечают обусловленный информационной средой небывалый рост детской агрессивности в различных сферах отношений: к окружающей среде (вандализм), к социальному миру слабых (малышей, стариков), жестокость к близким братьям и сестрам, собственным родителям, что свидетельствует о дегуманизации отношений в детской субкультуре и ее криминализации. Клиповые технологии формируют «клиповое сознание», ориентированное на деструкцию и виртуальность. В детском сознании также появляются образы Сатаны, демонов и духов зла, оккультной практики. Экран активно внедряет в сознание детей образы зла и насилия, как бы подготавливая его к визуализации демонического содержания мира и его реализации в жизни. Дети с удовольствием подражают сатане, чертям, властелинам зла и коварства, они играют в духов, покорителей людей, рисуют их как героев силы, власти. У детей любимым цветом становится черный и фиолетовый, что для психологов однозначно означает «детская перегруженная психика бьет сигнал тревоги». Ребенок не только перестает ужасаться при виде кошмаров, но и теряет способность сопереживать чужим страданиям. Психики не в состоянии адекватно реагировать на слишком сильный раздражитель страха, и она выставляет «блок», перестает реагировать на страх. Наступает так называемое «защитное бесчувствие» В фантастическом рассказе Рэя Бредбери "Вельд" описывается история, как в будущем веке любящие родители для своих двух детей приобретают в игровую комнату, чудо техники - имитатор настоящего африканского вельда с дикими львами. Эта виртуальная реальность так захватывает детей, что обеспокоенные мама и папа начинают ограничивать время игр. Дети избавляются от родителей, заперев их в игровой комнате, в которой виртуальные львы, материализовавшись, превращаются в настоящих...Но это пока фантастика, а в реальной жизни уже известен факт, что в Самаре дочь выколола глаза спящему отцу за то, что он запретил ей смотреть «покемонов». (В Японии после демонстрации одной из серий «покемонов» более шестисот детей попали в больницу с эпилептическими припадками). Криминалисты свидетельствуют: «дети сцены насилия в воспринимают наиболее остро», а малолетние преступники утверждают, что телевизор был для них учителем технологий грабежа и разбоя. Мы должны понять, что детям НЕЛЬЗЯ смотреть на насилие. Им нельзя по несколько часов в день проводить у экрана, стреляя и радуясь, что фигурка на экране ими убита. Экранная зависимость отучает ребенка трудиться. Несущийся из телевизора изобразительный и звуковой поток формирует у ребенка установочную "базу данных", которая определит всю его будущую жизнь. Это, прежде всего, установка на пассивное восприятие действительности - безразличие и безделие. "Экран" необратимо формирует личность с низкой трудовой активностью и творческим потенциалом - телеинвалида. Его удел - имитировать труд или выполнять "из-под" палки примитивную работу, быть вечным безработным или жить за чужой счет... Если у вашего ребенка наметились признаки экранной зависимости, то прислушайтесь к рекомендациям специалистов: Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет (основной период созревания структур мозга (80 %) не смотрел телепередачи и не играл в компьютерные игры. После 6 лет (90% созревания мозга) общаться с "экраном" можно не более часа в неделю; после 10-лет -2-3 часа в неделю. Подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не воспитателем, властным хозяином над их душами. Виноват в детских проблемах с экраном, не экран, а родители. Стало быть, не забудьте выключить телевизор или компьютер, если у вас в семье есть маленькие дети. То, что больше всего нужно маленькому ребенку - это любовь, личный контакт и забота. Четырех - пятилетние дети должны развивать социальные навыки и учиться взаимодействовать с другими детьми, а не с экраном телевизора или компьютера. Если вы хотите иметь здоровых, счастливых и полноценных детей - больше читайте им книг, пойте им и с ними, гуляйте, общайтесь, играйте в их детские игры, купите ему домашнее животное, велосипед, водите его на природу, слушайте с ним хорошую музыку. В общем, ничего нового, а только хорошо забытое старое. «Пошел человек в магазин и купил компьютер и телевизор. Принес их домой и включил их, но в последнюю минуту засомневался, а не опасны ли они для его здоровья. Посадил за компьютер ребенка - за-болел. Усадил к телевизору другого - ребенок стал глупым и жестоким. Человек посидел, подумал и сел за компьютер сам. Стал больным, глупым и жестоким. Стал равнодушным ко всем радостям мира - любви, смеху, здоровью, семье, свободе, то есть почти умер» Не про вас ли эта история? Надеемся, что нет. Токаренко В.В., студент. Ребенок рисует счастье Любой психолог подтвердит, «Семья здоровая на вид». Собаки есть и кошки И рядом с мамой крошка. За руки взялась вся семья, Здесь мама, папа есть и Я. Сестричку нарисуем в стороне, Чтоб сильно не мешала мне, Не страшно, что с волосами проблема, А худоба это вам не экзема. Не беда, что носы как картошка, И языки длинноваты немножко, Главное любят, главное рядом, Ручки подняты, веселые взгляды, Автор талантлив, он мастер сюрпризов, Художник известный – пятилетняя Лиза. (Наталья Прокопишина)

Диагноз: экранная зависимость

или почему телевизор

не для детей

(анализ пагубного воздействия экранных технологий на здоровье детей)
«Не знаю менее подходящего для компьютера места, чем детский сад и начальная школа» Клиффорд Столл, специалист по компьютерам, родоначальник Интернета «Пошел человек в лес за грибами. Принес их домой и пожарил, но в последнюю минуту засомневался, съедобны ли они. Накормил собаку - сдохла. Потом дал кошке - тоже сдохла. Посидел, подумал и доел грибы. К утру умер сам». Это не шутка и не сюжет из фильма. Это реальная история. Мораль же этой истории такова, что простых и явных доказательств опасности человеку не достаточно, чтобы удержаться от соблазна. Кто-то может сказать, что таких дураков мало и что об этом говорить. Но жизнь показывает, что это «мало» исчисляется тысячами и миллионами. Простой тому пример - телевизор. Вред его очевиден: разрушение психики, нравственности, здоровья. Все это понимают, но часами просиживают у экранов, более того, приучают к экранному яду детей. Для тех, кто сомневается, что экран губит душу и тело ребенка, приведем реальные доказательства. Не для кого не секрет, что маленькие дети отличаются повышенной восприимчивостью ко всему, что их окружает. Тысячелетиями культуры мира создавали особую атмосферу добра и любви вокруг познающего мир ребенка. Сказки, песни, стихи, игры, общение со взрослыми и сверстниками должны были постепенно сформировать в ребенке здоровую полноценную личность, способную любить, общаться, ценить красоту, стремиться к знанию, уметь трудиться. Современные родители не перестали любить своих детей, но, являясь людьми XXI века, предлагают малышу другие игрушки и развлечения, заменяют живое общение - общением с экранным «другом», которого иначе как врагом детства не назовешь. Факторы физического нездоровья. Первыми тревогу забили специалисты тех стран, где проблема воздействия экранного насилия на детей стояла наиболее остро - США, Англия, Франция, Германия, Голландия. Результаты исследований в 90-х годах выглядели просто сенсационно: «Пристрастие детей к экрану телевизора или компьютера, делает их «экранными инвалидами», разрушая их душу и тело». Британский учёный — психолог и биолог Эрик Сигман, проанализировал и суммировал 35 различных научных исследований, проведённых в разное время его коллегами из Великобритании и США. В итоге доктор назвал основные негативные последствия просмотра телевизора детьми, опубликовав доклад в уважаемом журнале Biologist, опубликовал книгу "Дистанционно управляемые: как телевидение ломает наши жизни" и получил горячую поддержку со стороны  Национального союза учителей  Великобритании (National Union of Teachers), а также ряда медиков, психологов, социологов и других специалистов. Доктор Сигман пишет: «Посмотрите, что с ними сделало телевидение. Это разжиревшие дети, у которых плохо заживают раны, имеются, дефицит внимания, проблемы с метаболизмом, гормональные нарушения. Это близорукие дети с аутизмом, раком, диабетом, слабоумием, и преждевременным половым созреванием. Столько бед, один ответ - телевизор». Медики. Почему экран влияет на развитие детской нервной системы объясняет доктор медицины Вольфганг Гебель, Германия. «Во время просмотра телевидения глаза неподвижно сконцентрированы на экране, на котором движутся изображения. Неподвижность глазных мускулов передается всей остальной мускулатуре. При этом зрительный процесс происходит ненормальным образом, так как при обыкновенном рассматривании мускулы глаз совершают разнообразные и сложные движения и как бы обегают наблюдаемый объект. Кроме того, ни один цвет и ни одна пропорция не совпадают с реальными, трехмерное проецируется на плоскость. Задействованы только два уровня чувств: зрение и слух, все остальные пребывают в пассивности, что приводит к разобщению их функций». "Приклеенностью" зрителя к экрану пользуется и иммунитет, который ослабляется. Не дремлют и сердечнососудистые заболевания. О том, что портится зрение, можно не говорить — это общеизвестно. Утрачивается и способность человека концентрироваться на "нетелевизионных предметах": рассеянное внимание, проблемы с памятью и скоростью реакций повышают риск развития болезни Альцгеймера, то есть — старческого слабоумия. Ещё, что важно, телевизор "подавляет" производство мелатонина, ключевого гормона и мощного антиоксиданта, который играет важные роли в иммунной системе, цикле "сон- бодрствование" и половом созревании, которое начинается раньше, чем нужно. "Экран" негативно влияет на сон (в частности, яркий свет нарушает ход внутренних часов организма), а нехватка сна улучшает аппетит, и гормональные различия между голодом и сытостью стираются. На выходе, опять же, ожирение. В ДНК, между тем, начинаются мутации, способные вызвать рак. Далее — аутизм, спусковым крючком для которого запросто может быть телевидение или компьютер. Тесное общение с техническими источниками информации приводит к интеллектуальной деградации, так они обеспечивают интеллектуальное возбуждение при минимальной работе мускулов. Многие педагоги и психологи также отмечают постэкранные симптомы у детей: 2-3 летние дети, приходя в детский сад, не знают как их зовут, а также их маму или папу, и вообще не умеют говорить. В класс все больше приходит детей с нарушением устной речи. Одна из причин - вредное влияние технических источников информации на развитие речи ребенка, его органов чувств, интеллектуальное и психическое развитие. В общении с другими людьми не чувствуют дистанции и невнимательны. Почти не смотрят в глаза, часто отвечают поверхностно и стереотипно, их интерес к вещам неглубок. Дети мало читают, предпочитают рассматривать картинки. Не способны сами сконцентрироваться, им нужен более мощный источник возбуждения внимания. В классе не реагируют на речь учителя, его объяснения воспринимают как шумовой фон постоянно работающего телевизора или компьютера. После долгого сидения у экрана, ребенок приходит в состояние неестественного двигательного перевозбуждения. Поэтому дети после этого не способны некоторое время ничем заниматься, склонны к агрессии, пребывают в дурном настроении ведут себя вызывающе. Негативное содержание передач только усиливает эти проявления. У «экранных детей» отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то себя занять. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Для «экранных детей» - свойственно непослушание, критическая оценка всего, что не связано с экраном, выражение раздражительности, брань, высказывание проклятий, оскорблений, обидных шуток, то есть всего того, чему их учит игра или телевизор. Факторы духовного нездоровья детей. Нравственно-духовное здоровье ребенка оценивают по таким критериям: проявление гуманных отношений ребенка к предметному миру, другим людям и себе самому; здоровая психика, оптимизм, желание общаться и другое. Сегодня приходится констатировать снижение всех этих показателей качества духовной жизни современного детства и не последнюю роль здесь играет влияние средств массовой информации. Популярность экранного друга - признак неблагополучия семьи. Как только ребенок научился сидеть, родители спешат купить ему мультфильмы и усадить перед телевизором. Несколько часов спокойной жизни в доме обеспечено. Ребенок часами неподвижно сидит у экрана, мать и отец могут заниматься своими делами. Ребенок не капризничает, молчит, не мешает, и это главное. Нет необходимости с ним общаться, что-то объяснять или показывать. Нет необходимости ему читать, петь, рассказывать, он без отрыва смотрит на экран. Ребенок растет и мультики заменяют детскими фильмами, затем детективами и фильмами ужасов. То же спокойствие в доме на много часов. Подавляющее число времени общения заменяется сидением у экрана одного ребенка или со всей семьей - не важно. Но эта зловещая тишина со временем заменяется взаимоотчуждением детей от родителей, неспособностью общаться в отрыве от экрана, неспособностью понять, посочувствовать. Все общение происходит во время рекламной паузы или в перерывах между сериалами. В дальнейшем разрыв теплых эмоциональных связей между родителями и детьми, затем походы к психологу и вопрос: «Почему он у нас такой (грубый, черствый, агрессивный, пассивный, вялый, странный, больной, глупый, злой, - выберите сами подходящее слово). Знаменателен в этой связи анализ детских рисунков "Моя семья" — центральным мотивом которых становятся телевизор и "компьютер" — именно они, любовно прорисованные детьми, как правило, занимают центральное место в рисунке, как бы символизируя "домашний очаг", или "членов семьи", при этом зачастую в ущерб изображению реальных членов семьи, людей вообще. За последние годы возрос процент таких рисунков. Или другой пример, педагог-психолог предлагает детям поиграть в телепередачу и представить, что лист бумаги – это экран телевизора и его нужно заполнить любыми рисунками. 95% детей заполняют лист смертельными образами: черепами, костями, уродами, скелетами, трупами, кровью. Они стали современными детскими героями. Происходит ориентация на западные ценности. «Экранный друг» формирует позитивное отношение ко всему западному, а точнее американскому (70% российского телевидения - это американ¬ский эфир), за которым чаще всего стоит культ силы, экспансии, аг-рессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни с подавляющим преобладанием чуждых русской культуре моделей поведе¬ния, воспитывают презрение к национальным традициям.. Экран как генерированный «совокупный» взрослый трансформирует дет¬скую картину мира в направлениях: меркантилизации детского сознания, выражающейся в преувеличенном отношении к деньгам, желании обогащаться любыми способами, не только заниматься бизнесом в будущем, но "работать в мафии", подражать героям се-риалов - ворам, обманщикам, гангстерам. Меняется традиционно детское отношение к смерти. В детской картине мира нарастает тенденция к танатизации - мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологической катастрофы, но и отношению к собственной смерти - как к чему-то обыденному. Это не только виртуальная реальность смерти как убийства, умерщвления, насаждаемая телевидением, видео- и компьютерными играми, но и появление желания у ребенка увидеть смерть наяву, убить живое существо и понаблюдать его смерть. Ребенок открыто сталкивается со сценами эротики, порнографии. У детей отмечается ранняя сексологизация и эротизация сознания вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни; циничное отношение к интимной жизни взрослых, преждевременная озабоченность  вопросами секса и прочее. Графика тел и одежда современных мультгероев имеет явную эротическую направленность. Они озабочены далеко не детскими проблемами. Наблюдается дисгармония в отношениях «ребенок - ребенок». Ребенок должен общаться со сверстниками и взрослыми. В этом основной закон развития психики ребенка. Детская субкультура охраняет его от неблагоприятных воздействий взрослой культуры. Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления. С утратой физического пространства игр, группового взаимодействия и общения, какими были городские   дворы, дети лишились возможности реализации своей групповой жизни, передачи всего богатства форм детской субкультуры. Следствием этого стал рост детских неврозов, психических за¬болеваний и криминализация детской жизни; по принципу: "у детей отняли дворы, и они заняли подвалы". По мнению В.М. Григорьева - собирателя, организатора и "реставратора" народной игры - играть стали не меньше, а хуже, качество игр стремительно падает. Все больше  примитивных  игровых  форм — шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучитель¬ством животных, а то и людей, бессмысленное разрушительство". Форму зависимости приобрело увлечение компьютерными играми. В Великобритании подсчитали, что нынешний ребёнок из шести лет жизни проводит один год перед экраном. Дети постарше (11-15 лет) уже тратят на это 55% своей "бодрствующей" жизни, или больше четверти суток. А через десятилетие ожидается серьёзное увеличение количества "телевизионного времени". Быстро формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от компьютерной игры, сродни наркотической. Компьютерные игры способствуют разжиганию пагубных страстей: страсти к властолюбию и тщеславию, наживе и нездоровому азарту, лжи, жестокости. Как показали исследования, родители весьма беспечно относятся к увлечению детей компьютерными играми. Лишь 23% родителей не одобряют долгое сидение за компьютером, а большинст¬во считает, что компьютер "развивает быстроту реакции, память и мышление, учит логике и сообразительности". За последние всего 5-7 лет возникла целая субкультура приверженцев компьютерных игр: издаются десятки специальных газет и журналов, в больших городах действуют компьютерные клубы, в которых игроманы младшие школьники, подростки, юноши общаются на своем языке, имеют свою символику, клички, собираются в "кланы". Даже наблюдающие за игрой могут испытывать сильнейшее эмоциональное напряжение. Вот что написала молодая мама в жур-нал "Навигатор игрового мира": "Я мать двоих сыновей, и я тихо шалею, глядя на то, как на глазах у старшего сына (2,5 года) отец расстреливает очередное живое существо, пусть виртуальное, пусть даже монстра. Но сын-то в это верит!.. Виртуальная смерть на экране — он же в нее верит, кричит "нет, папа, не надо!" Пока еще, он не привык к этому зрелищу, оно еще не стало для него чем-то нормальным. Я постараюсь, чтобы "Квейк" и подобные игры добрались до моих детей как можно позже...". Дети привыкают получать впечатления и душевные переживания без личных усилий, просто нажимая кнопки. Со временем это проявляется в склонности к алкогольной, медикаментозной и наркотической зависимости. Психологи отмечают, что восприятие экранного мира ребенком своеобразно, он не вникает в содержание и сюжет, не понимает действий и отношений героев - он видит только яркие, быстро меняющиеся пятна. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, начинает искать её повсюду в реальной жизни. Ему все равно куда смотреть, лишь бы мелькало, двигалось и шумело. Так идет медлен¬ное, но верное закрепление у ребенка зависимости от получаемых пассивным путем удовольствий - сначала телевизор или компьютер, а потом - пиво, водка, развлечения, наркотики, все то, что не требует от личности усилий. Рост числа детской агрессивности. Однажды учитель спросил у десятилетнего школьника какая его самая любимая игра и он ответил: «Та, в которой можно убивать и мучить разными способами. Это так здорово! Ты чувствуешь себя таким сильным!». Стоит задуматься над его словами. Раньше вершиной детского блаженства были «мультики». Это был мир добра и красоты: трогательные зайчата, пушистые и трудолюбивые белочки, сильные и добрые медведи, всегда готовые прийти на выручку слабым. Все дышало любовью и заботой о детях. А теперь в мир детства ворвались вампиры, демоны и злодеи всех мастей, убивающих и пожирающих друг друга. Одновременно на всех каналах страшные монстры стали кричать: «Я убью тебя!» По данным компании "Росмедиамониторинг", в России днем по телевизору в течении 1 часа показывают 7-8 убийств и бесконечные пьянки. Вечером пьянки, убийства и секс показывают каждые 6 минут все это на глазах у ребенка, тогда как доля детских программ в сетке вещания шести основных каналов составляет не более 2,2% от суммарного времени вещания. Исследователи детства отмечают обусловленный информационной средой небывалый рост детской агрессивности в различных сферах отношений: к окружающей среде (вандализм), к социальному миру слабых (малышей, стариков), жестокость к близким братьям и сестрам, собственным родителям, что свидетельствует о дегуманизации отношений в детской субкультуре и ее криминализации. Клиповые технологии формируют «клиповое сознание», ориентированное на деструкцию и виртуальность. В детском сознании также появляются образы Сатаны, демонов и духов зла, оккультной практики. Экран активно внедряет в сознание детей образы зла и насилия, как бы подготавливая его к визуализации демонического содержания мира и его реализации в жизни. Дети с удовольствием подражают сатане, чертям, властелинам зла и коварства, они играют в духов, покорителей людей, рисуют их как героев силы, власти. У детей любимым цветом становится черный и фиолетовый, что для психологов однозначно означает «детская перегруженная психика бьет сигнал тревоги». Ребенок не только перестает ужасаться при виде кошмаров, но и теряет способность сопереживать чужим страданиям. Психики не в состоянии адекватно реагировать на слишком сильный раздражитель страха, и она выставляет «блок», перестает реагировать на страх. Наступает так называемое «защитное бесчувствие» В фантастическом рассказе Рэя Бредбери "Вельд" описывается история, как в будущем веке любящие родители для своих двух детей приобретают в игровую комнату, чудо техники - имитатор настоящего африканского вельда с дикими львами. Эта виртуальная реальность так захватывает детей, что обеспокоенные мама и папа начинают ограничивать время игр. Дети избавляются от родителей, заперев их в игровой комнате, в которой виртуальные львы, материализовавшись, превращаются в настоящих...Но это пока фантастика, а в реальной жизни уже известен факт, что в Самаре дочь выколола глаза спящему отцу за то, что он запретил ей смотреть «покемонов». (В Японии после демонстрации одной из серий «покемонов» более шестисот детей попали в больницу с эпилептическими припадками). Криминалисты свидетельствуют: «дети сцены насилия в воспринимают наиболее остро», а малолетние преступники утверждают, что телевизор был для них учителем технологий грабежа и разбоя. Мы должны понять, что детям НЕЛЬЗЯ смотреть на насилие. Им нельзя по несколько часов в день проводить у экрана, стреляя и радуясь, что фигурка на экране ими убита. Экранная зависимость отучает ребенка трудиться. Несущийся из телевизора изобразительный и звуковой поток формирует у ребенка установочную "базу данных", которая определит всю его будущую жизнь. Это, прежде всего, установка на пассивное восприятие действительности - безразличие и безделие. "Экран" необратимо формирует личность с низкой трудовой активностью и творческим потенциалом - телеинвалида. Его удел - имитировать труд или выполнять "из-под" палки примитивную работу, быть вечным безработным или жить за чужой счет... Если у вашего ребенка наметились признаки экранной зависимости, то прислушайтесь к рекомендациям специалистов: Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет (основной период созревания структур мозга (80 %) не смотрел телепередачи и не играл в компьютерные игры. После 6 лет (90% созревания мозга) общаться с "экраном" можно не более часа в неделю; после 10-лет -2-3 часа в неделю. Подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не воспитателем, властным хозяином над их душами. Виноват в детских проблемах с экраном, не экран, а родители. Стало быть, не забудьте выключить телевизор или компьютер, если у вас в семье есть маленькие дети. То, что больше всего нужно маленькому ребенку - это любовь, личный контакт и забота. Четырех - пятилетние дети должны развивать социальные навыки и учиться взаимодействовать с другими детьми, а не с экраном телевизора или компьютера. Если вы хотите иметь здоровых, счастливых и полноценных детей - больше читайте им книг, пойте им и с ними, гуляйте, общайтесь, играйте в их детские игры, купите ему домашнее животное, велосипед, водите его на природу, слушайте с ним хорошую музыку. В общем, ничего нового, а только хорошо забытое старое. «Пошел человек в магазин и купил компьютер и телевизор. Принес их домой и включил их, но в последнюю минуту засомневался, а не опасны ли они для его здоровья. Посадил за компьютер ребенка - за-болел. Усадил к телевизору другого - ребенок стал глупым и жестоким. Человек посидел, подумал и сел за компьютер сам. Стал больным, глупым и жестоким. Стал равнодушным ко всем радостям мира - любви, смеху, здоровью, семье, свободе, то есть почти умер» Не про вас ли эта история? Надеемся, что нет. Токаренко В.В., студент. Ребенок рисует счастье Любой психолог подтвердит, «Семья здоровая на вид». Собаки есть и кошки И рядом с мамой крошка. За руки взялась вся семья, Здесь мама, папа есть и Я. Сестричку нарисуем в стороне, Чтоб сильно не мешала мне, Не страшно, что с волосами проблема, А худоба это вам не экзема. Не беда, что носы как картошка, И языки длинноваты немножко, Главное любят, главное рядом, Ручки подняты, веселые взгляды, Автор талантлив, он мастер сюрпризов, Художник известный – пятилетняя Лиза. (Наталья Прокопишина)

Диагноз: экранная

зависимость

или почему

телевизор

не для детей

(анализ пагубного воздействия экранных технологий на здоровье детей)
Журнал “Спеши любить …” авторский журнал Натальи Прокопишиной
Журнал “Спеши любить …” авторский журнал Натальи Прокопишиной