«Нет воли Отца Небесного, чтобы погиб один из малых сих»
(Евангелие от Матфея 18,14)
Жизнь дается Богом, это твердо знай!
За её порогом есть и ад и рай.
Жизни дар беспечно ты не растеряй,
Словно чистый, чистый жемчуг Господу отдай.
А. Лукашин
Случалось ли вам когда-нибудь думать: «Как вы мне все надоели», «Мне опротивела
жизнь», «Меня никто не любит!»? Многие молодые люди рано или поздно встречаются в
жизни с разного рода испытаниями и переживаниями. В этом нет ничего удивительного.
Мир вокруг нас – не идеальный, а человек так устроен, что всю жизнь он стремиться к
счастью, любви, пониманию, стремиться к гармонии внутреннего мира и внешнего. Найти
её сложно.
К сожалению, часто молодые люди склонны из своей проблемы делать мировую
трагедию и как один из способов решения жизненных трудностей выбирают добровольный
уход из жизни – суицид. Самоубийство - это реакция человека на проблему, кажущуюся ему
непреодолимой. Самоубийство противоестественно природе человека, который создан,
чтобы жить, тем более если из жизни уходит ребенок, а потому так важно не только знать
причины самоубийств, но и то как помочь человеку удержаться в жизни, спасти его. В
современных условиях дефицита любви, правды, доброты эта проблема становится все
более актуальной как России так и во всем мире.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около миллиона человек
ежегодно сводят счеты с жизнью, или, иными словами, каждые 40 секунд в мире кто-то
убивает себя по самым разным причинам. Шведский центр суицидальных исследований
опубликовал доклад, в котором сообщается, что с 2003 года по абсолютному количеству
самоубийств среди детей в возрасте от 14 до 18 лет Россия, увы, занимает лидирующее
положение. Добровольно с жизнью расстаются около 2500 несовершеннолетних россиян в
год. Второе место у США — 1800 детей-самоубийц в год.
Всего, по данным Госкомстата в РСФСР в 70 – 80-е годы в среднем в год, совершалось до
6 000 суицидов, постоянно повышаясь с 1980 года, эта цифра к сегодняшнему дню возросла
до 30 000 случаев в год. 25% всех погибших - юноши, 17% - девушки. А вообще самоубийства
уносят больше жизней детей, чем даже войны и преступления. Семь российских подростков
ежедневно лишают себя жизни. Порой целые города охватывают эпидемии детских
суицидов, когда в попытке или завершенном суициде участвуют 2 и более человек. Таких
случаев только по Москве за 2001 год было 23. Уровень самоубийств среди российских
подростков и в настоящее время является одним из самых высоких в мире. И само собой на
ум приходит вопрос — что же происходит с детьми?
Почему дети уходят из жизни? Эксперты ВОЗ считают, что в 85% случаев причины
детских суицидов следует искать в семье - отсутствие тепла и понимания со стороны
родителей, детство, проведенное в разбитой семье, жестокое обращение с детьми,
нежелание понять душу ребенка. Неразделенная любовь, бытовая неустроенность,
внутренняя опустошенность из-за того, что «все вокруг врут», самонаказание, когда ребенок
решает, что он не заслуживает права жить, или, наоборот, бегство от наказания, когда
подросток убивает себя, страшась наказания со стороны взрослых, наконец, желание
продемонстрировать всем, «каким я был хорошим» и «пусть они поплачут теперь без меня»
— мотивов для совершения суицида может быть масса. Как показал анализ, в последнее
время к самоубийству приводит так же растущая пропасть между богатыми и бедными, а
значит и невозможность иметь то, что есть у богатых сверстников, растущее число
неполных, а значит и неполноценных семей, популярность огнестрельного оружия,
финансовые затруднения, наркомания и алкоголизм, игромания, чрезмерное увлечение
телевизором и компьютером, увлечение оккультной практикой.
В последнее время все чаще и чаще причиной для самоубийства среди подростков
становится слишком серьезное отношение к... учебе. Многие студенты знают насколько
увеличиваются психические нагрузки во время сессии. То, что реальность именно такова,
подтверждает и статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости. И
лидируют в этом печальном списке отличники, а вовсе не троечники, как можно было бы
подумать. Правда, в наших школах в отличие, от японских или южнокорейских, школьные
проблемы обычно не становятся непосредственной причиной самоубийств подростков, но,
тем не менее, приводят, по мнению врачей, к понижению общей самооценки учеников, а
также к резкому падению уровня сопротивляемости стрессам и незащищенности от
негативного влияния окружающей среды. Наконец, проблемы эти оказываются иногда той
самой злополучной «последней каплей», когда подростку кажется, что весь мир ополчился
против него.
НЕПРАВДА,
•
Что все самоубийцы – душевнобольные. Лишь 15-20% детских самоубийств
происходит по причине психического заболевания. Социологические исследования
подтверждают, что суицид в общем случае никак не связан с психическим расстройством.
•
Что люди кончают с жизнью из-за низкого уровня жизни и социального статуса.
Статистика показывает: когда общество вынуждено решать проблему физического
выживания в условиях кризиса, количество самоубийств резко сокращается. Когда же
общество достигает высот в жизнеобеспечении каждого из своих членов, статистика
суицидов резко растет. Видимо, это происходит только в момент преодоления трудностей.
•
Что сводят с жизнью только слабовольные люди. Больше половины самоубийц
принимают решение в состоянии аффекта. Их особенно много среди смертельно больных,
влюбленных, ревнивых. Отдельно стоит в общей картине суицидальных мотивов - любовь.
Число самоубийств, совершаемых именно из-за неразделенной любви, в возрасте до 16 лет
составляет 42,2% у девушек и 36,6% у юношей. К 25 годам удельный вес этой причины резко
сокращается. Точно подметила поэтесса Юлия Друнина:
Теперь не умирают от любви –
Насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
Лишь без причины человеку плохо.
Теперь не умирают от любви –
Лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но «неотложку, мама, не зови»,
Врачи пожмут беспомощно плечами:
«Теперь не умирают от любви…»
Что предшествует суициду? Большинство подростков, склонных к суициду, подают
окружающим своеобразные предупреждающие знаки SOS — фактически кричат о помощи:
«Обратите же на меня внимание!», «Поговори со мною, мама!», «Не оставляй меня одного!»
Например, он начинает слишком часто рассуждать о смерти, его настроение чересчур
быстро меняется, он методично приводит свои дела в порядок или, напротив, становится
агрессивным, бунтует, не желает никого слушать, плачет без причины, раздает вещи, теряет
аппетит, страдает бессонницей, утрачивает интерес к любимым занятиям, начинает вдруг
плохо учиться, старается уединиться, становится отчужденным. Любая странность — сигнал
тревоги. Бейте тревогу! Не ждите, что все пройдет само собой. Вам пора вмешаться в его
жизнь. Остановите его, подошедшего слишком близко к опасной черте. Ведь, возможно, ваш
ребенок (друг или подруга) стоят уже у самого края. И уж ни в коем случае постарайтесь не
совершить роковой ошибки — нечаянно подтолкнув страдающего человека в адскую
пропасть только оттого, что его трагедия показалась вам смешной, несущественной, не
стоившей даже одной-единственной слезы. Известен случай гибели 14-летнего подростка,
после воспитательной беседы в кабинете директора одной из московских школ. Мальчик
выбросился из окна своей квартиры, послав предсмертную записку на мобильник другу: «Я
скоро умру, передай, что я всех люблю». А другой двенадцатилетний поэт, Павел Сивоха,
пережив душевную травму написал:
Пишу я взрослые стихи наверно от того,
Что дни случаются горьки для сердца моего.
Я ненавижу слово «смерть», нет лучше слова «жизнь»
Мне так не хочется стареть, мне хочется любить.
Научитесь понимать детей. Суицидальное поведение — это фактически не только крик
о помощи, это в какой-то степени ответ на глубинные переживания человека, признание
своей растерянности перед тем, что для него по-настоящему актуально и что он по тем или
иным причинам не в состоянии разрешить (или думает, что не в состоянии разрешить).
«Надо признать, - говорит детский психиатр Борис Корчнев, «мы живем в обществе, где
утверждается одна система ценностей, а в реальности все происходит с точностью до
наоборот. Юность же бескомпромиссна, она не понимает наших взрослых «игр», ей не
нравится, что «истина где-то там». Вот поэтому-то именно подросток так легко порой впадает
в депрессию. Жизнь для него уже пуста и бесполезна, раз она столь несовершенна, раз
вокруг столь много лжи, предательства, глупости и зла»
Только не слушайте тех, кто утверждает, будто к суициду склонны лишь дети из
неблагополучных семей. Как раз напротив. Давно замечено, что чаще кончают с собой
внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Они
умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Дети же из
неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью.
Хотя и им порой никаких сил не хватает выдержать все несовершенство этого мира, которое
обрушивается на их головы. Они ведь тоже не железные. Мы же порой бываем столь
жестоки и несправедливы к ним... А домашнему ребенку и вовсе хватает иной раз одного
резкого слова, вздорного обвинения, злой насмешки со стороны взрослого или друга, чтобы
почувствовать себя в полном жизненном тупике. Взрослым надо научить детей выходить из
душевного кризиса самим.
Если друг твой в словесном споре мог обиду тебе нанести
Это горько, но это не горе, ты потом ему все же прости
Может быть твой друг поторопился и тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился, ты ему обид не вспоминай.
У детей порой совершенно нет сил идти наперекор обстоятельствам, складывающимся
не в их пользу. Детская психика настолько ранима, что ребенок может повеситься из-за
конфликта с родителями или выброситься из окна после воспитательной беседы в
учительской. Так известен случай, когда 12 летний ребенок повесился из-за обвинения
матери в краже 150 рублей.
Такой же «каплей» может стать и.Интернет. Сегодня в Сети можно найти многое:
пообщаться с разными людьми, купить и продать сотовый телефон, отыскать жениха или
невесту, а также «правильно» покончить с жизнью. Один из таких специальных сайтов
самоубийц существует, например, в Сети с 1991 года. Там от души растолкуют и насчет этой
пустой жизни, и насчет того, сколь романтична Смерть, и насчет всего остального —
подскажут, как следует, например, намыливать веревку и куда ее цеплять, чтобы она не
сорвалась ненароком, или же какая температура должна быть у воды в ванне, чтобы не так
болезненно было резать вены... А не понравится этот сайт, можно отыскать другой — их
сейчас расплодилось множество, призывающих «Добро пожаловать в мир смерти». И ничего
с этим не поделаешь, ибо ребенка от компьютера сегодня уже не оторвать. Правда, есть
против этих мерзавцев, подтолкнувших не одного подростка к роковому шагу, действенный
способ борьбы. Дело не в том, что, гуляя по Интернету, подросток может ненароком попасть
на тот или иной сайт, в том числе и на сайт для самоубийц, вопрос в другом — остановится
он или, фыркнув, помчится дальше? Ибо чтобы несчастья случились, надо получить их в
реальном мире, а не в компьютере. Отсюда и совет всем родителям — будьте открыты детям,
не стесняйтесь демонстрировать им свою любовь. И даже если проблемы вашего ребенка
покажутся вам пустячными и смешными, подумайте всерьез — а так ли это на самом деле? И
в 13 лет бывает безответная любовь, и в 5 лет ребенок может остро переживать из-за того,
что его унизили. Одна мать сказала: «Если он не откликается на первый зов, то я его луплю.
Ребенок должен мать слушаться «(а ребенку только 2 года!). Иногда взрослые должны
приходить к выводу, что им, а не ребенку следует переменится, да еще в большей мере.
Детское счастье… Что это такое?
Это свобода без криков и боли.
Это любимые мамины руки…
Это игра с папой, мамой без скуки…
Как убедить подростка, что «ЖИТЬ СТОИТ»? Психологи советуют
1. ВЫСЛУШИВАЙТЕ — «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну,
все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность
высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.
2. ОБСУЖДАЙТЕ — открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не
бойтесь говорить об этом — большинство людей чувствуют неловкость, говоря о
самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут
спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность и
подозрительность.
3. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве.
Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто
отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать друга, маму или отца за излишнюю
тревожность. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
4. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ — обобщайте «Такое впечатление, что ты на самом деле
говоришь...», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве...», «Ты когда-нибудь думал,
как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты
когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет?
Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет? Недосказанное вы должны сделать явным.
Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.
5. ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ — признайте, что его чувства
очень сильны, проблемы сложны — узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже
доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.
6. БУДЬТЕ ОТКРЫТЫ - , не стесняйтесь демонстрировать свою любовь. И даже если
проблемы ребенка покажутся вам пустячными и смешными, подумайте всерьез — а так ли
это на самом деле?
7. БУДЬТЕ ОПТИМИСТИЧНЫ - детям с ранних лет следует прививать убеждение, что
жизнь хороша во всех ее проявлениях, даже если она видится пока еще в мрачных красках,
что за ночью обязательно наступит день, что зима сменится весной, а плохое настроение
сменится на радость, веселье, смех. Так устроен человек.
8. ГОВОРИТЕ ЕМУ О БОГЕ. Спросите знает ли он, что самоубийство – это страшный грех,
и что все самоубийцы попадают только в ад: «Бог подарил тебе жизнь, и ты не имеешь права
от неё отказываться». Прочитайте ему из Библии слова апостола Павла: «Никто из нас не
живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли -
для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни» (Евангелие.
Послание к Римлянам 14, 7-8). Скажите, что у многих народов самоубийц в церкви не
отпевают, и не хоронят на общем кладбище.
9. ПРОЯВЛЯЙТЕ ЛЮБОВЬ - не бойтесь показать подростку (другу), попавшему в беду
свою любовь, проявляйте к нему знаки внимания, беседуйте о своих и его делах, делитесь
сокровенным, тогда все страхи уйдут, исчезнут сомнения, появится интерес к жизни. Ребенок
сильно нуждается в поддержке самых близких людей на свете. Научите его выплескивать
отрицательные эмоции, а не замыкаться в них. Пусть он твердо знает, что может обратиться
к своим родителям (друзьям) по любому поводу и в любой час. Пусть он видит, что вы его
очень любите и всегда готовы прийти на помощь.
10. ГОВОРИТЕ О СВОИХ ПРОБЛЕМАХ, Кроме того, страдающий ребенок должен видеть,
что и вы тоже частенько чувствуете боль или страх. Показывайте, что он нужен вам,
необходим. Кстати, иной раз только это и способно остановить подростка, решившего свести
счеты с жизнью. Некоторые дети предпринимают попытки самоубийства лишь затем, чтобы
попугать родителей. Изначально они и не собирались умирать, лишь надеялись таким
образом привлечь к себе внимание вечно занятых взрослых. К сожалению, иногда «скорая
помощь» не успевает вовремя, и «смерть понарошку» становится настоящей.
Может ли ребенку помочь Бог? Маленькая девочка боялась спать в детской одна по
ночам и мама на стене повесила плакат со словами 26 Псалма из Библии: «Господь - свет мой
и спасение моё: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться?»
Она читала и засыпала, а когда выросла - повесила этот плакат в комнате своих детей и они
тоже выросли, не зная страхов и сильных переживаний, так как с детства доверялись Богу.
Бог — Создатель всей Вселенной, он знает каждую клетку нашего организма, он знает
все наши мысли, планы, надежды, все наши тревоги и переживания. Он лучший в мире
психолог, потому и сказал : «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою
вас». (Евангелие от Матфея 11,). Уныние, печаль, излишняя тревога – это качества, которые
говорят о том, что мы мало доверяемся Богу, а Он так много сказал человеку о своей любви:
«Любовью вечной Я возлюбил тебя» (Библия. Книга пророка Иеремии 31,3),«Я с вами во все
дни до скончания века» (Евангелие от Матфея 28,20), «Я с тобою, чтобы спасать и избавлять
тебя». (Библия. Книга пророка Иеремии 15,20). Но Бог жаждет, чтобы и мы знали Его. Он
хочет, чтобы мы общались с Ним и добровольно полагались на Его силу, любовь,
справедливость, святость, сострадание и переживали все это в своей жизни. Когда человек
молится – то он разговаривает с Богом, а когда человек читает Библию, то с ним
разговаривает Бог: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены»
(Библия. Книга пророка Исайи 66,13), «Воззови ко мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое
и недоступное, чего ты не знаешь» (Библия. Книга пророка Иеремии 33,3). Но мы должны
искренне искать Его сами, хотя Он, рядом и ждет, что мы к нему обратимся. «Близок Господь
ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он
исполняет, вопль их слышит, и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его» (Библия.
Псалом 144,18) Это не означает, что тот, кто знает Бога, избежит трудностей в жизни, но
человеку легче справляться с проблемами, если он помнит слова Бога и знает что Бог всегда
рядом: «Не бойся, ибо я с тобою, не смущайся, ибо Я Бог твой… Не бойся… ты Мой» (Библия.
Книга пророка Исайи 41,10), «Они ещё будут говорить, и Я уже услышу» (Библия. Книга
пророка Исайи 65,24). В жизни у каждого человека; ребенка или взрослого бывают трудные
моменты, но из любой, даже самой сложной ситуации всегда «ЕСТЬ ВЫХОД». Если мы с
детства это усвоим, то никакие испытания не смогут поколебать нашего желания жить.
Прокопишина Н. А., преподаватель социологии и философии, Склярова М.А., студентка.
Мамины слезы
Мама плакала... Хлопнув дверью,
Ты ушел с оскорбленным видом,
Не желая любить и верить,
Ее слез не желая видеть.
Мама помнит ручонки детские,
Что тянулись к ней с лаской и просьбой,
А сегодня упреки дерзкие
Ты в лицо ей жестоко бросил.
Зачеркнул обещанья прежние,
Гаснут добрых желаний искры...
А душа, беззаветно-нежная,
Черствой коркой покрылась быстро.
Плачет мама. И тихо молится,
Одного ее сердце хочет:
Чтобы истина яркой молнией
Озарила твой путь полночный.
Ты с молитвами храбро борешься,
Ты боишься решений сложных,
Но однажды предстанешь горестно
Пред судом справедливым Божьим.
В страхе пряча глаза от Спасителя,
Вдруг поймешь положенье серьезное.
И одним из твоих обвинителей
Будут тихие мамины слезы.
Если, друг, душою ты устанешь
Если, друг, душою ты устанешь
На нелёгком жизненном пути
И любить, и верить перестанешь,
Окунувшись в волны суеты,
Если вдруг захочешь возвратиться
В мир страстей, забыв Иисуса путь,
Не забудь прийти к Нему взмолиться,
Ещё раз в глаза Христу взглянуть.
Ещё раз сказать Ему, как прежде,
Обо всём, что дух смутило твой,
О твоей несбывшейся надежде,
О сомнениях, тоске пустой.
О друзьях, о близких, не сумевших
Тебе руку помощи подать,
Чтоб тебя от бури налетевшей защитить
И в горе поддержать.
С Иисусом близкое общенье, знаю я,
Тебе дарует вновь
Веру, святость сердца, покаянье
И святую первую любовь.
В любой беде поможет Бог
Захлестывают волны с головой
И шторм гудит, пугая преисподней.
Вчера как будто праздник был со мной.
Но что с тобой, моя душа, сегодня?
Как трудно с бедами бороться нам:
Захлестывает гордость наши души
Сонм искушений за волной волна
Сбивает с ног, твердыни мира руша.
Смотри на Господа в свой трудный час,
Всем существом своим Ему отдайся:
Он не предаст и не покинет нас,
Но будет так лишь с нашего согласья.
Весной Господь воскрес, чтоб нас спасти
И, смертью смерть поправ, стать нашим кормчим.
Моя душа, к Нему скорей лети –
Утешит Он тебя и днём и ночью.
Иисус поддержит любящей рукой
Меня в любой беде и вытрет слёзы.
Иисус наш свет, спасенье и покой –
Позвать его нам никогда не поздно
Каким бы ни был одиноким ты,
Ты не один на этом белом свете,
Пока есть Божьей радуги мосты,
Пока с тобой, мой друг, мы Божьи дети.
(автор неизвестен)
Детский суицид;
как помочь ребенку остаться жить?
(анализ антикризисных технологий пограничного состояния ребенка)