«Родители, которые пренебрегают воспитывать своих детей по христиански, беззаконнее
детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело губят»
Иоанн Златоуст
Мальчика лет 5 усыновляли бездетные родители. Забирая его из Детского дома, они
наперебой рассказывали, что они ему купят: компьютер, ролики, магнитофон. А ребенок
слушал их и вдруг неожиданно спросил: «А вы любить меня будете?» …
Все блага мира ничто для маленького ребенка, если его не любят. С любви начинается
духовный рост даже самого маленького человека. Не все взрослые это понимают и стремятся
сделать ребенка духовным и счастливым по-своему – музыка, поэзия, танцы, живопись,
развитие речи и манер поведения, иностранный язык, но все это второстепенно для духовно
полноценной личности. Что же является наиболее важным и первостепенным в нашей
жизни? Деньги? Успех? Телевизор? Дом? Хобби? Семья? Церковь? Карьера? А может и не
нужно духовное воспитание, может оно уже отмирает как невостребованное в нашем
духовно деградирующем мире?
Личный опыт психологов всего мира, консультирующих семьи, показывает, что во всех
семьях, где царит счастье, взаимопонимание и удовлетворение жизнью среди всех членов
семьи, родители обладали сходной системой ценностей: БОГ, СУПРУГ, ДЕТИ. Как видно из
опыта, настоящее человеческое счастье основано на семейной ориентации – сначала
духовная семья, потом физическая. Психологи и психиатры в своей практике постоянно
сталкиваются и с проблемами тех людей, которые своими кумирами выбрали в жизни
деньги, власть, карьеру, славу. Многие из них осознали, что высокое положение в обществе,
богатство, слава принесли в их жизнь боль, предательство, зависть, вражду, опустошенность
и одиночество. Семьи распадаются, их дети становятся преступниками, наркоманами,
циниками или кончают жизнь самоубийством, так как их с детства не научили любить самое
главное: БОГ, СУПРУГ, ДЕТИ.
Социолог Дэвид Майерс, автор книги «Погоня за счастьем», приводит такой пример: в
1980-е годы уровень жизни жителей Западной Германии был в два раза выше, чем в
Ирландии, однако опросы показывали, что ирландцы чувствовали себя намного более
счастливыми и удовлетворенными жизнью, чем немцы, так как в их системе ценностей
преобладали всё те же: БОГ, СУПРУГ, ДЕТИ. Ричард Райан, профессор психологии
Университета Рочестера, Великобритания, считает, что концентрация исключительно на
материальных благах намного чаще делает человека несчастным. Современная
действительность показывает, что среди счастливчиков, выигравших особенно крупные
призы в лотерею или в казино, резко возрастает число алкоголиков и наркоманов, их семьи
распадаются, карьеры рушатся и жизнь часто заканчивается самоубийством.
Всё труднее становиться воспитывать детей в мире умирающей духовности, но без неё
человеку не стать счастливым и полноценным никогда. Мы знаем много примеров того, как
пагубно влияют на жизнь и судьбу ребенка проблемы семьи, а потому полноценное
духовное воспитание человека возможно только в духовно здоровой среде. Об условиях
духовного воспитания ребенка и пойдет речь.
Первое условие: беречь эмоциональную сферу детей.
Формирование духовности ребенка начинается в семье. Для того чтобы ребенок
установил со своими родителями духовную связь, оказался способным воспринять их
духовные ценности, он должен быть уверен и постоянно чувствовать, что они искренне
любят и принимают его. Ребенок приходит в этот мир, обладая поразительной способностью
к эмоциональному восприятию. Именно потому, что ребенок чувства запоминает гораздо
легче, чем факты, у него в памяти должны накопиться приятные эмоциональные
воспоминания, духовная база. Что детей окружает, тому они и учатся:
•
Если ребенок живет в окружении критики, он учится осуждать.
•
Если ребенок живет во враждебном окружении, он учится враждовать.
•
Если ребенок живет в окружении насмешек, он учится быть замкнутым.
•
Если ребенок живет среди тех, кто его обвиняет, он учится считать себя
неполноценным.
•
Если ребенок живет среди зла и порока, он учится быть злым и порочным.
•
Если ребенок живет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
•
Если ребенок живет среди тех, кто справедливо хвалит его, он учится ценить других.
•
Если ребенок живет, чувствуя одобрение, он учится уважать себя.
•
Если ребенок живет в обстановке дружбы и добра, он учится видеть в мире любовь.
Если родители хотят помочь ребенку в духовном плане, они должны сначала
позаботиться о его эмоциональном равновесии, атмосфере любви, добра, терпения и
взаимоуважения. Но ребенок не только эмоционально сверхчувствителен, он также и
сверхуязвим. Любой ребенок постоянно всеми известными ему невербальными способами
спрашивает своих родителей: «Вы меня любите?» Он задает этот эмоциональный вопрос
всем своим поведением, редко словами. И в жизни каждого ребенка – ответ на этот вопрос -
абсолютно самое важное. Если его безусловно любят, он это чувствует. Если же родительская
любовь обусловлена – в зависимости от его успехов, поведения - он теряет уверенность в
себе, становится тревожным и напряженным. От ответа на этот жизненно важный вопрос, в
значительной степени зависит его основное отношение к жизни, его духовная
состоятельность и полноценность. «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но
делом и истиною» (Евангелие, 1 Послание Иоанна 3:18), то есть надо любить ребенка своими
поступками, жестами, мимикой, жертвой времени, собственного «Я».
Известный американский детский психиатр Росс Кэмпбелл, автор книги «Как на самом
деле любить своих детей», выделяет четыре основных способа выражения любви к ребенку:
контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Он пишет: «При
каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно
необходимы. Они должны быть естественны, действовать умиротворяюще на ребенка, а не
чрезмерными и напоказ. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его
этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой и с
людьми. Ошибаются те родители, которые считают, что в воспитании мальчиков должны
отсутствовать подобные «телячьи нежности», но исследования показали, что девочки до
года получают в пять раз больше физической ласки, чем мальчики. Это одна из главных
причин, что с мальчиками до трех лет гораздо больше осложнений, чем с девочками. В
психиатрических больницах мальчиков в 5-6 раз больше, чем девочек и это соотношение в
несколько раз возрастает у подростков. Маленькому мальчику также необходимо нежное
проявление любви, ему нужно чтобы его гладили, обнимали, баюкали, прижимали к груди,
ласкали, целовали. С возрастом «телячьи нежности» отходят, но остается потребность в
физическом контакте, а потому мальчики любят возню, борьбу, похлопывания по плечу,
потасовки, шутливые драки, мерить силу руками, кулаками, плечами, головой. У мужчин -
это важное средство проявления внимания и самоутверждения».
В любящее духовное воспитание входит и дисциплина, то есть тренировка ума и
характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, уважать
других. Ребенок должен чувствовать не только искреннюю любовь, но и твердость.
Нежность и ласковое обращение не уменьшают твердость и не пестуют вседозволенность.
Второе условие: познакомить детей с Богом.
Существует популярное заблуждение, которое звучит приблизительно так: «Пусть мой
ребенок вырастет и сам примет решение во что ему верить, а во что нет.» Такие родители
совершенно игнорируют мир, в котором мы живем. Ребенка, воспитываемого в таком духе,
можно от души пожалеть. Без постоянного руководства и разъяснений этических,
моральных и духовных проблем окружающей его жизни мудрыми и понимающими
родителями у ребенка в голове и душе будет полный сумбур и путаница. Один из самых
ценных даров, которые родители могут дать ребенку, это ясное фундаментальное
понимание мира и его сложных, противоречивых и запутанных проблем. Если нет этой
устойчивой основы, стоит ли удивляться тому, что многие дети обвиняют родителей:
"Почему вы не сказали мне, что жизнь такая жестокая!?"
Есть и еще одна причина крайней опасности, пренебрежительного подхода к
проблемам духовности у детей. Если родители не оказывают духовного влияния на ребенка,
то он найдет его на стороне. Все больше телепередач, сект, оккультных организаций
предлагают деструктивные и фальшивые ответы на вопросы, поставленные перед детьми
жизнью: «Будь самим собой и ни в чем себе не отказывай!», «Секс – это естественно!», «Бог –
это выдумка ханжей!», «Будь сам себе героем!» Для этих людей нет ничего лучше, чем
поймать в свои сети такого человека, воспитанного в "терпимой" манере. Он легко
поддается на уловки любой секты, любой аморальной пропаганды. Духовно не
ориентированные дети не понимают, что такие идеологии лживы и действуют разлагающе
на их душу и тело.
Многие родители тратят тысячи долларов, чтобы дать своим детям хорошее
образование, а для самых важных моментов в их жизни, чтобы помочь ребенку найти
истинный смысл жизни, у них нет времени, они бросают ребенка на произвол судьбы, и он
легко становится приманкой для разных духовных капканов. Крайне важно, чтобы в раннем
детстве в детях было заложено здоровое эмоциональное отношение к Богу. Просто
удивительно, какие сильные чувства может испытывать ребенок по отношению к Богу и
сколько у него к нему вопросов! Свои наблюдения писатель Михаил Дымов опубликовал в
популярной книге «Дети пишут Богу»
•
Ты что, воздуха невидимее? Рита, 2 кл
•
А другие страны Ты тоже обслуживаешь? А какое у Тебя образование? Толик, 3 кл.
•
А атеисты у тебя что-нибудь просят? Ояр, 3 кл.
•
А Твои ангелы ходят в школу? Оля, 3 кл.
•
С какого момента можно считать человека взрослым? Когда он не боится уколов или
когда ему нравится девочка? Марик, 3 кл
Сколько искренности в наивных детских просьбах к Богу:
•
Следи за мной внимательно, чтоб я ничего не вытворил.Олег,3 кл.
•
Господи, Ты придумал деньги, а у нас дома их нет. Шурик, 3 кл.
•
Эх, мне бы Твои возможности! Олег, 2 кл.
•
Ну, Господи, уж себе Ты бы мог провести телефон! Яша, 3 кл.
•
Прости меня за все грехи, знаю, я наделал их много, но я не знал, что Ты есть.
Шурик, 3 кл.
•
Чтоб я ел мороженое, а оно не кончалось. Олег, 1 кл.
•
Дай мне, пожалуйста, собаку игрушечной породы. Гена, 3 кл.
•
Сделай, чтоб мама и папа помирились. Боженька, помоги, я курить брошу. Юра, 3 кл.
•
Спаси наши души от инвалидности. Изя, 4 кл.
•
Усынови меня, а когда Ты будешь стареньким, я подам Тебе стакан воды. Олег, 2 кл.
Почти всем детям присуще думать, что Бог имеет человеческий образ, имеет глаза,
руки, ноги. Он умеет ходить, летать, появляться и исчезать. У детей еще не развито
абстрактное мышление, а потому они Бога всегда представляют в конкретном человеческом
образе. С ростом ребенка его представления о Боге меняются, но эмоциональное отношение
глубоко укореняется в сердце и сознании. Если родители пугают ребенка, что Бог всё видит и
накажет его за плохое поведение, то в душе ребенка закладывается образ Бога злого,
раздражительного и карающего за всякую провинность. Если закладывается идея Бога
любящего и прощающего, то развивается идея любви и доверия к Богу как лучшему тайному
и невидимому другу. Также детей с детства необходимо учить бояться Бога, что на деле
означает сознательно бояться делать зло – лгать, завидовать, злиться, хвастаться,
жадничать, сплетничать, отчаиваться, терять веру в добро и любовь.
Чтобы передать ребенку близкое отношение с Богом, родители должны убедиться, что
ребенок чувствует их безусловную любовь, потому что именно так любит нас Бог -
безусловно. Для людей, которые не чувствуют безусловной любви родителей, трудно
чувствовать любовь Бога. Это величайшее препятствие, которое мешает многим установить
личные отношения с Богом. Как же родители должны готовить своего ребенка к встрече с
Богом? Они с раннего детства должны дать ясное понимание, что самое драгоценное
сокровище, которого жаждет наше сердце – это Бог! Указать ребенку ясную линию детских
взаимоотношений с Богом: «КОГДА МЫ МОЛИМСЯ – МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ С БОГОМ. КОГДА
МЫ ЧИТАЕМ БИБЛИЮ, ТО БОГ РАЗГОВАРИВАЕТ С НАМИ» Необходимо с детских лет дать
понятие детям о Библии как послании любви от Бога к человеку. Ребенок должен знать, что
Бог
•
Знает о нем всё; когда он ложиться и когда он встает, когда и где он родился. (Псалом
138:2)
•
Бог знал его даже когда он был у мамы в животе, оберегал его и помог ему родиться.
(Псалом 138:13)
•
Бог очень любит его и хочет, чтобы ребенок тоже Его любил, но Он не заставляет и
не приказывает, а терпеливо ждет (1Иоанна 4:16).
•
Бог живет на небе и в чистом сердечке, хотя мы его не видим.
•
У человека есть отец на земле и отец на небе – это Бог.
•
Бог знает всё в чем он нуждается и все дает, если его об этом просят и если это на
пользу человеку. Он посылает нам помощь.
•
Он утешает, когда человек плохо. (2 Послание Фессалоникийцам 2:16-17)
•
Он учит нас мудрости и послушанию когда у нас трудности и помогает исправиться
когда мы делаем ошибки.
•
Он всегда рядом, слышит, видит нас, и даже знает, что мы думаем.
•
Временами Он допускает страдания и потери, но Он всегда исцеляет и успокаивает.
•
Он терпеливо ждет, чтобы Его приняли в сердце своем.
•
Он глубоко скорбит, когда мы поступаем плохо и не слушаем его советов.
•
Он ждет, чтобы все люди стали Его детьми и любили Его сына Иисуса Христа.
(Евангелие от Иоанна 3:16)
Эти очень личные отношения ребенка с Богом через Иисуса Христа - самое важное в
ранней духовной жизни. Это и есть "нечто", чего жаждет наша молодежь: "смысл жизни",
"нечто, на что можно положиться", "высшее руководство", «то, что приносит утешение, когда
кажется, что все вокруг рушится". Все это в Боге и от Бога. Но это духовное понимание Бога
воспитывается с детства.
Третье условие: воспитание личным примером.
Студентам задали вопрос: «Почему социологи называют современную молодежь
«потерянным поколением» и молодые люди дали много верных ответов: «молодежь много
пьет, принимает наркотики», «ведет нездоровый образ жизни», «потому что у современной
молодежи нет никаких нравственных ориентиров», «потому, что нас не научили видеть в
жизни прекрасное», «потому что мир взрослых сам навязывает нам свои ценности», «потому,
что взрослые сами себя так ведут», «они сами потерянные!» Сколько здесь хоть и обидной,
но правды. Взрослые не могут воспитать хороших детей, если сами не были для них
примером. Их собственная жизнь учит детей больше, чем нравоучения. Родители должны
вести себя так, чтобы их дети хотели быть на них похожи.
Одно из самых серьезных затруднений, на которые жалуются подростки в наше время,
это то, что родители не способны предоставить им этические и моральные принципы, по
которым они могли бы строить свою жизнь. Это желание выражается разными словами, но
суть одна и та же. Один подросток говорит, что ему необходим "смысл в жизни". Другой хочет
"иметь образец, на который можно равняться". Некоторые ищущие молодые люди жаждут
"чего-то, за что можно ухватиться", или "что-то, что покажет мне как надо жить". Эти
отчаянные мольбы вовсе не исходят от нескольких несчастных, всем недовольных
подростков. Большинство молодежи чувствуют и выражают аналогичные стремления; они
утеряли духовные ориентиры и находятся в полном замешательстве в существующем мире.
Родители не стали для них примером и идеалом.
В одной школе психолог провел исследование, чтобы определить насколько хорошо
родители знают своих детей. В серии интервью, взятых у подростков и их родителей, были
обнаружены интересные результаты. В конце интервью каждого подростка просили своими
словами закончить предложение: «Мои отношения с родителями…». Родителей тоже
просили закончить предложение «Мои отношения с ребенком …» некоторые ответы
шокировали. Одна девочка написала: «Моя мать истеричка, выскочка, крикливая и
показушная. Я её презираю!». Мать же написала: «Мои отношения с дочерью хорошие. Мы
близки и я чувствую, что она старается угодить мне. Мы друзья». Должно быть, мать была бы
сильно удивлена, прочитав такое откровение дочери и возможно даже воскликнула: «В чем
моя ошибка?!» Очевидно, были упущены главные качества хорошей семьи: истинная и
нефальшивая любовь к ребенку, хороший родительский пример, признание ценности
ребенка для матери и отца, и умение прощать ребенку его слабости и ошибки.
Ребенок сначала обращается к родителям, чтобы определить нужное направление.
Найдет ли он то, что ищет, у своих родителей, зависит от двух вещей. Во-первых, есть ли это
у самих родителей. Во-вторых, может ли ребенок отождествить себя со своими родителями
настолько, чтобы воспринять и включить в свою иерархию ценностей жизненные принципы
и ценности своих родителей. Для ребенка, который не чувствует родительской любви, это
будет трудно, а потому родительская жизнь, их мысли и слова, поступки и реакции всегда под
бдительным прицелом собственных детей. Духовно влиять на ребенка может лишь тот, кто
сам духовен. Если ребенок не чувствует искренней и глубокой любви родителей, если они не
принимают ребенка в своем сердце таким, какой он есть, со всеми достоинствами и
недостатками, ребенок испытывает серьезные затруднения, пытаясь отождествить себя с
родителями и их ценностями. Без надежной, здоровой, крепкой эмоциональной связи с
родителями, основанной на любви и доверии, ребенок реагирует на руководство со стороны
родителей с гневом, возмущением и враждебностью. Он считает, что родители силой
навязывают ему каждую просьбу или приказ, и учится сопротивляться им. При таких
отношениях становится невозможно передать ребенку систему моральных и этических
ценностей. Духовный рост личности замедляется или прекращается вообще.
Четвертое условие: учить детей любить.
Любить ребенка безусловной любовью – очень важно, но не менее важным является и
задача научить самого ребенка любить. Родители должны учить его не только духовным
фактам, но и тому, как применять их в его каждодневной жизни, а это нелегко. Не каждый
родитель может сделать это грамотно, но каждый может найти умные книги, которые
помогут это сделать интересно, доступно и полезно для совместного духовного общения и
роста. В Интернете есть целая серия книг А. Лопатиной и М. Скребцовой «Азбука мудрости»,
где в форме сказок, игр, дискуссий и стихов проводятся занятия для духовного роста детей.
Найдите их или подобные им книги, и вы поможете себе и своему ребенку.
В понятие духовного воспитания входит и задача обучения детей справляться со
своими чувствами – необходимое условие духовного роста. Терпеть, когда не хочется
терпеть, прощать, когда не хочется прощать, жалеть кого-то, кого не хочется жалеть, любить,
того, кто обидел, делится с тем, кто с тобой не хочет делиться.
Если ребенок воспитывается в любви, знает и любит Бога, и родители являются для него
авторитетом, то постепенно он усвоит и практику любви – УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ, ТЕРПЕТЬ, НЕ
ЗАВИДОВАТЬ, УВАЖАТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, НЕ ГОРДИТЬСЯ, НЕ ПРЕВОЗНОСИТЬСЯ, БЫТЬ
БЛАГОРОДНЫМ И ВЕЛИКОДУШНЫМ, ВЕРИТЬ И ЛЮБИТЬ БОГА, УМЕТЬ ЖЕРТВОВАТЬ, БЫТЬ
СКРОМНЫМ, ИСКАТЬ И ВИДЕТЬ В МИРЕ КРАСОТУ, ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ МАЛЫМ, САМЫМ
НЕОБХОДИМЫМ, БЫТЬ ПРОСТЫМ В ОБЩЕНИИ, БЕСКОРЫСТНО ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ,
ТРУДИТЬСЯ, БЫТЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫМ, ЩЕДРЫМ, ГОСТЕПРИИМНЫМ, ВО ВСЕХ СВОИХ
ДЕЛАХ СВЕРЯТЬ СВОИ ПОСТУПКИ С НРАВСТВЕННЫМ ИДЕАЛОМ ХРИСТА. Все эти духовные
качества личности не приобретаются в одночасье, а воспитываются годами. Но счастлив
человек, который приобрел их в жизни своей, так как они – путь к духовному росту, любви и
счастью.
Прокопишина Наталья Анатольевна, преподаватель социологии и философии,
Данилова А.В., студентка.
Детская молитва
Ночь опустилась тихо на крылечко,
В окно глядит далекий диск луны.
Уснул, свернувшись, рыжий кот колечком.
Игрушки в ряд притихли у стены.
Сынок мне пожелал спокойной ночи,
Ручонками обнял, поцеловал,
Сказал, что любит маму очень-очень.
Я вышла, он как будто засыпал.
Дела последние доделывать ушла я,
У мамы есть всегда заботы впрок.
Вдруг, обернувшись, вижу на диване
Воробышком притих, сидит сынок.
Ты что здесь делаешь?- стараюсь быть построже,-
Всем детям спать давно пора,- ворчу.
А он сказал, поджав босые ножки-
Я помолиться Господу хочу.
Тепло в душе нахлынуло волною,
Слезами, проступая на глазах.
Ну что ж, сынок, я помолюсь с тобою,-
Сказала, кроху ласково обняв.
Склонив колени, тут же у дивана
Я слушала, как молится мой сын.
И хоть слова нестройно так звучали,
Он Бога с детской простотой просил.
Господь,- шепнул, сжав пальчики в замочек,
Мне сны, Господь, хорошие пошли,
Пусть страшные не снятся этой ночью,
Пусть рыбки снятся, зайчики, слоны…»
Еще он что-то лепетал чуть слышно,
Я смысл их не сумела уловить.
Но точно знаю Кто слова те слышал,
И Кто их смог понять и оценить.
Молитва несмышленыша святая
Так дорога Небесному Отцу.
Она, как чистый ручеёк журчала,
Неся отраду сердцу моему.
Малыш трёхлетний Господу доверил
Свою бесхитростную детскую нужду.
Он маленьким сердечком просто верил,
Не задавая лишних «почему».
«Аминь»- ему я, вторя, прошептала.
Спокойно он потопал спать в кровать.
А я ещё немало размышляла,
Как безгранична Божья благодать.
Детские вопросы
- Мама, что такое "горе"?
- Милая, спроси другое...
- Мама, что такое "радость"?
- Много-много счастья сразу.
- Мама, что такое "счастье"?
- Если слёзы льют не часто.
- Мама, слёзы где берутся?
- В сердце. А из глаз лишь льются.
- Мама, сердце долго бьётся?
- Да, пока не разобьётся.
- Мама, а моё сердечко?
- А твое стучит пусть вечно.
- Мама, а я буду старой?
- Спи, родная, ты устала...
- Мама, а ты любишь звёзды?
- Спи, мой ангел, очень поздно.
- Мама, ты на небо хочешь?
- Спи, уже прошло полночи.
- Мама, а на небе плачут?
- Нет, дитя, там - всё иначе.
- Мама, там не умирают?
- В небе горя не бывает.
-Мама, что такое "горе"?
- Спи, наступит утро скоро.
- Мама, небо мне приснится?
- Да. И что тебе не спится?
Шепчет, засыпая дочка:
- Я хочу на небо... Очень...
(Любовь Васенина)
Правда про Христа
- Расскажи мне сказку» - дочка просит.
Зимний вечер. За окном темно. Куклу старую она приносит и садится рядышком со
мной. Любят слушать маленькие дети сказочных историй чудеса. Много сказок есть на белом
свете. Но какую дочке рассказать? Сказки вереницей длинной вьются. Выбрать эту? Ту? Не
знаю я…
- Расскажи мне лучше про Иисуса - говорит мне девочка моя.
Как же сразу я не догадалась, что ребенок услыхать хотел. Я забыла про свою усталость,
отложила массу важных дел. Мы страницы Библии открыли. В тихий час нам не мешал
никто. Мы об Иисусе говорили, правдой вечной осветился дом.
- Доченька, смотри, вот наш Спаситель. На еврейской Он рожден земле. Скромною была
Его обитель. Вот Ему уже 12 лет. Иисус стал взрослым человеком. Ты запомни – это Божий
Сын. Вот вошел Он для крещенья в реку, вот в пустыне Иисус один… Вот Он людям говорит о
Боге, вот он прокаженному помог. Исцелил слепого на дороге. Вот Он малышей к себе
привлек. Вот Он хлебом накормил голодных, девочку умершую поднял, сделал бесноватого
свободным, вот учеников своих обнял. Вот Он усмирил морские волны. Вот утешил
страждущих людей… Иисус всегда любви был полон, близок к человеческой беде. Он пришел
к нам, чтоб утихли грозы, мир принёс для жителей земли. Он пришел, чтоб утереть нам
слёзы и болезни наши исцелить. А вот это Иисус распятый… Должно было умереть ему.
Детскому сердечку не понятно:
- Мамочка, скажи мне почему?
Для ребенка трудная страница, широко распахнуты глаза. Вижу, как на дрогнувших
ресницах каплей чистою блестит слеза.
- Мамочка, за что? Хороший был Он. Никого Иисус не обижал… Почему на крест Его
прибили? - спрашивала детская душа. Девочка надолго замолчала… И на удивленье мне
потом наклонилась и поцеловала ту страничку с распятым Христом.
(Любовь Васенина)
Как по настоящему
любить своих детей
(анализ условий духовного роста ребенка в семье)