«То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние.
Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть»
А. П. Чехов
Любовь не спросит, счастлив ты иль нет,
Не спросит, много ли приносит горя.
Она придет, как утром солнца свет,
И вдруг покинет нас, уйдя к другому...
И кажется, что солнцу не гореть...
И кажется, что некуда больнее...
Но мы с годами учимся терпеть
И выживаем, чтоб любить сильнее.
Автор неизвестен
Юность – это время встречи с первой любовью. Буря эмоций, которые мы впервые
переживаем, надолго оставляет след в жизни, независимо от того была ли любовь взаимной
или нет. Встреча с первой любовью даёт нам много уроков и оттого насколько хорошо мы их
усвоим во многом будет зависеть полноценность нашей жизни в будущем. Проанализируем
некоторые из уроков, которые дает нам первая любовь.
Первая любовь - это первый признак взросления. Это первый сигнал родителям: «Мама,
я взрослею!». Она приходит в подростковом или юношеском возрасте, когда физически и
психологически человек созрел, и он начинает испытывать потребность в любви, в другом
человеке. Однако опыта взаимоотношений с противоположным полом еще мало, ведь
большую часть своей предыдущей жизни мы имели тесный контакт только с родителями и
со сверстниками своего пола и, часто не знаем как себя вести в новой ситуации. Чувство,
которое мы испытываем, кажется уникальным, будь то взаимная любовь или любовь
безответная, неразделенная. Эти чувства захватывают, ими трудно владеть, они заполняют
всё наше сознание:
О тебе хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.
С точки зрения психологии, первая любовь – это первое, настоящее личностное
испытание для человека. От того, как человек переживает период своей первой любви,
зависит окончательная «достройка» его личности. Первая любовь приносит с собой как
радость, так и сильные эмоциональные переживания. Это серьезное испытание для
молодого человека, которое может не только обогатить человека духовно, но и сломать.
Существует несколько причин почему первая любовь так сильно эмоционально окрашена.
1.
Вопросы любви волнуют нас задолго до того, как к нам приходит сама любовь, первой
любви обычно предшествует само желание любить, испытать это непонятное
романтическое чувство.
2.
У нас сильно стремление к самоутверждению в этой необычной новой сфере чувств,
способность любить и быть любимым. Поэтому юношеская любовь нередко преддверие
любви, а не сама любовь.
3.
В юношеской любви много фантазии. В образе любимого сочетаются качества
реального человека с воображаемым, обладающим совершенными достоинствами.
Юношеская любовь бескорыстна, скромна и робка, неуверенна в себе и боится
показаться смешной.
4.
На юношеской любви лежит печать хрупкости и оторванности от жизни, она не
заглядывает в будущее глазами реалиста, мечты о будущем у любящих обычно не
связываются с семьей, поэтому она оказывается похожей на интересную игру.
5.
В ранней юности есть несоответствие между физическим, психическим, духовным и
интеллектуальным развитием. То есть любить уже хочется, но ещё нет опыта и умения.
Так, физически молодежь уже готова к вступлению в брачные отношения, а социально
она еще не подготовлена к ответственности за них перед собой, семьей и обществом. И
это требует от юношей и девушек высокой культуры чувств, сдержанности,
систематического самовоспитания, а этого пока ещё нет. Вот почему возникает так
много неблагоприятных последствий ранней любви — легкомысленный брак,
изломанная жизнь, брошенная школа, нереализованные идеалы, потерянные мечты.
Это значит, что ранняя любовь требует, чтобы юноше или девушке кто-то взрослый умно
и тонко помог разобраться в новых и сложных ощущениях, которые вдруг обрушиваются
на них. Эти противоречия преодолимы, если юноша и девушка осознают, что любовь
порождает ответственность перед любимым, перед близкими и перед обществом.
Время первой любви. Подростки любят повторять: «Всё, что нам нужно – это только
любовь» и это действительно так для этого возраста. По ночам можно видеть толпы молодых
обнимающихся влюбленных пар, которые ходят по улицам, демонстрируя свою взрослость.
Но, если ребенок живет в семье, где есть тепло и любовь, то чувство влюбленности обычно в
юности приходит. Почему? Да потому что у ребенка есть кого любить и от кого получать
любовь. Его ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ЛЮБИМЫМ удовлетворена в семье, ему нет надобности
бродить по ночам. Но так бывает довольно редко.
Период полового созревания 12-13 лет, это и есть самый пик первой любви. Первая
любовь не спрашивает когда ей появиться, но приходит тогда, когда ей вздумается и всегда
застает нас неподготовленными. А правила поведения при первой любви не прописаны
нигде. Вот и приходиться выдерживать это первое серьезное испытание личности самому,
полагаясь не на опыт и разум, а на те самые чувства, сдерживать которые не в силах. Вот
почему так часто в этом возрасте плодами первой любви становятся подростковые стрессы,
депрессии, беременность, аборты, изнасилования и даже самоубийства.
Иногда эпидемия влюбленности заражает сначала одного члена компании, потом
другого, третьего, оставшиеся «тихони» начинают медленно, но верно комплексовать, искать
себе тоже объект любви, чтобы не отстать от всех. Ожидание любви может оказаться
болезненным и трагичным переживанием: слезы по ночам, зависть к подругам, грезы и
мечты о белом принце на белом коне. У кого-то даже развиваются комплексы
неполноценности в связи с отсутствием внимания со стороны противоположного пола. Кто-
то ищет причину в своей внешности (некрасивая, толстая, слишком высокая, замкнутый,
слишком стеснительный, не современный и другие), кто-то в недостаточно модной и дорогой
одежде. Начинаются поиски: покупается модная одежда, дорогие сигареты, спиртные
напитки, популярным становиться сквернословие, делается пирсинг, тату. Но на самом деле,
броская внешность и умение себя подать - это не самое главное, за что можно по-
настоящему полюбить, но понимание этого приходит гораздо позже. Куда надежнее, если
человек в этом возрасте пытается стать самим собой, хочет быть личностью: читает, ищет
себя, имеет собственные интересы, увлечения, что-то учиться делать, и тогда возможны
стабильные и менее болезненные симпатии среди единомышленников на духовном, а не
физиологическом уровне. Эдуард Асадов тонко подметил:
Зачем ходить бродить по вечерам,
Зачем тебе дышать в дыму табачном?
На то она и первая любов
Чтоб быть ей не особенно удачной
Той девушки с тобою больше нет,
Её сумеешь позабыть едва ли
На то она и первая любовь.
Чтобы её вовек не забывали
Сложности первой любви. Настоящая первая любовь – большая редкость, хотя и
бывают случаи, когда первая любовь оказывается единственной и приводит к созданию
семьи. Чаще после бури чувств молодые люди испытывают разочарование, первая любовь
быстро проходит. Но, чем бы ни закончилась первая любовь, пока она есть, она всегда
сопровождается сильными чувствами: привязанности, ревности, одиночества, боязни
потерять любовь. Причем чувства касаются не только своего избранника: в этот период
могут возникать новые повороты в отношениях с друзьями: друзья могут одобрять или не
одобрять выбор, могут осуждать, смеяться, вдруг может оказаться такое, что лучшая подруга
окажется совсем не подругой, а предательницей, которая захотела разбить чужие
отношения, а может и соперницей. Кроме того, человек, который любит - он эмоционально
растет, а значит, его начинают волновать одновременно и другие вопросы - смысла жизни,
идеалы любви, свободы, отношение с Богом. Часто возникают очень творческие состояния -
подростки начинают писать стихи, рассказы, музыку, рисуют.
Многие подростки часто начинают встречаться с кем-то только потому, что бояться
остаться в одиночестве. В этом возрасте они бояться чужого мнения сверстников. Опасаются
быть» не таким как все. На вопрос: «Что для вас более значимо любить или быть любимым?»
85% девушек и 70% юношей ответили, что для них более значимо, чтобы любили их, а потом
уже и они.
Это значит, что подавляющая часть девушек и 2/3 юношей не имеет потребности и
способности любить. А ведь любовь это не счастливая случайность и не дар судьбы, а
искусство, требующее от человека самосовершенствования, внутренней свободы и жертвы.
Горький так писал об этом: «Любовь всегда плодотворна для любящего, какова бы она ни
была, даже если она дает только страдания — и в них всегда есть много ценного».
Чему учит нас первая любовь? Первая юношеская любовь, которой так бояться
взрослые, может многое дать детям: опыт общения с противоположным полом, проявлению
нежности, заботы, внимания к близкому человеку, умению ради него поступиться своими
желаниями. Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами,
самолюбием, недоверием, требованием «доказательств»; уметь выразить свое чувство в
уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем
другим, быть готовым защищать, честь и достоинство любимого (любимой), необходимость
глубокой проверки своих чувств. Юношеская любовь заставляет взыскательно смотреть на
себя глазами другого человека, побуждает «пересмотреть» себя и рождает большое желание
совершенствоваться: стать умнее, сильнее, добрее, выдержаннее, культурнее. И в этой
активизации душевной деятельности состоит ее большая нравственная ценность. А. П.
Чехов заметил: «Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности,
ласковости, даже не верится, что так умеешь любить».
Более того:
1.
Нужно глубоко понимать, что любовь — это чувство, которое особо нуждается
самоконтроле и дисциплине, а не какая-то неуправляемая стихия, ломающая все нормы
и правилa поведения.
2.
Следует сознавать необходимость в сдержанности чувств и недопустимости физической
близости между любящими до наступления социальной зрелости и готовности
образовать семью. Популярная французская поговорка гласит: «Самое большое
препятствие в любви – это отсутствие препятствий», то есть если мы всё позволяем себе
в любви, то нечего в ней уже и добиваться.
3.
Следует терпеливо оценивать внимание близких к переменам в вашем поведении: оно,
как правило, продиктовано заботой о вашем настоящем и будущем. Желательно самому
найти форму и случай тактично рассказать о характере ваших отношений в любви, об их
благородном воздействии на вас, снять тревоги с близких, успокоить их.
4.
Не нужно хвастаться своей любовью; следует оберегать её от посторонних насмешек и
не давать для этого повода.
5.
Надо помнить, что трудности, испытание разлукой и временем настоящую любовь
увеличивают, а ненастоящую ослабляют. Об этом ещё В. Шекспир писал: «Всякое
препятствие любви только усиливает ее». Весьма образно подтверждает эту мысль
французский писатель Р. Бюсси: «Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она
гасит, а большую раздувает».
6.
Большая любовь способна преобразить человека, сделать его чище, лучше, мудрее,
сильнее.
7.
Стремление вызвать ответную любовь пробуждает в человеке самоотверженность,
великодушие, преданность, мужество и многие лучшие человеческие качества,
обостряет чувство ответственности за свои действия и поступки, за честь любимого.
8.
Настоящая любовь немыслима без признания в любимом человеке личности, без веры в
то, что любимый несет тебе радость, счастье.
9.
Подлинная любовь всегда несовместима с пошлостью и цинизмом, в ней главенствуют
взаимоуважение и самопожертвование.
10.
В любви не должно быть места эгоизму, собственные переживания и эмоции не должны
ослеплять человека.
В настоящее время иногда можно увидеть, как юноша и девушка демонстрируют свое
чувство при большом скоплении людей. При этом они не учитывают одну важную деталь: то,
что естественно и красиво между двоими, становится фальшивым, когда «играется на
публику». А когда любишь напоказ - это признак того, что любовь ваша – всего лишь
рекламная акция, потому что «В присутствии предмета любви немеют самые смелые уста, и
остается невысказанным именно то, что так хотелось бы сказать»
(М. Сервантес).
Дела любви должны быть тихими,
В них чувств нетронутая глубь.
Они багряными гвоздиками
Слетают с удивленных губ.
Они должны быть опаленными
Борьбой с любым оружьем зла.
И только с ними мы, влюбленные,—
Как два распахнутых крыла.
Родители и первая любовь. Для родителей - первая любовь их ребенка – это проверка
на прочность отношений с детьми. Родители часто склонны видеть в первой любви только
опасность. Они думают, что всё и всегда знают наперед. Быть может именно поэтому, не
веря в серьезность детских чувств, они часто вслух бросают непростительные фразы:
«Любовь? Да какая там любовь? И думать забудь об этом!!» И совершают серьезную ошибку.
Дети в этом состоянии очень ранимы, а их реакция может быть абсолютно непредсказуемой.
Самое типичное поведение подростка в подобной ситуации – сделать всё наперекор
родителям: доказать, что они не правы, заставить сожалеть о сказанном, не прийти ночевать
домой, напиться с горя, подраться, чтобы доказать свою силу и превосходство, угнать
машину, связаться с уголовниками, начать колоться. Список можно долго продолжать. А если
не пришла ночевать вчера ещё скромная и тихая дочь, которую вы в последнее время
перестали узнавать? Если её не понять и не поддержать, то именно этой ночью она может
решиться на очень взрослый поступок, и совсем не от любви, а от отчаянья, безысходности и
родительского непонимания. Первая юношеская влюбленность и любовные переживания,
несерьезные и пустые в глазах родителей, в этот момент самые важные, потому что ПЕРВЫЕ.
Скольких несчастий можно было бы избежать, сколько трагических историй любви не
произошло бы, если бы реакция родителей была бы более мягкой, лояльной и не такой
жестокой и категоричной. Пик подросткового суицида от первой любви – 10-11 классы
школы. И чаще всего это случаи, когда дети не встретили родительской поддержки в свои
трудные минуты жизни.
Лучше всего, если родители относятся к подросткам в этот период с сочувствием и
пониманием. Чтобы не возникла между родителями и детьми духовная изоляция, ледяное
молчание, холодность и отчужденность я бы посоветовала родителям:
•
Ценить их откровенность и искренне интересоваться их проблемами, общаться на
равных,
•
Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, не говорить об избраннике с
пренебрежением. Не надо говорить: "Это все ерунда, в этом возрасте ничего серьезного
не бывает, скоро пройдет, ты любишь не её, а её идеальный образ и.т.д."
•
Пригласите избранника домой, пообщайтесь с ним, разрешите им встречаться дома,
расскажите им о себе, о вашей первой любви,
•
Дайте ребенку возможность самостоятельно разбираться в людях, в своих чувствах,
реально оценивать людей и поступки,
•
Он может заявлять: "Я никому не нужен", когда в действительности он просто страдает от
неразделенной любви.
•
Помните, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством
проблем, но и стремиться оградить свой внутренний мир от грубого вторжения и он
имеет на это право.
Опасности первой любви. Молодость всегда связана с любовью, и поэтому неудачная
любовь является одной из доминирующих причин молодежного суицида. Одиночество, от
которого страдают некоторые молодые люди, непонимание окружающих, унизительность
измены, отчаянье неразде¬ленной любви также могут толкнуть на этот роковой поступок…
Сами подростки и эксперты-психологи указывают на различные способы через
самоубийство оказать влияние на других людей.
40% случаев - "Дать понять человеку, в каком ты отчаянии", "Заставить сожалеть о
человеке, который плохо с тобой обращался"
30% случаев – «Показать, как ты любишь другого" и "выяснить, любит ли тебя
действительно другой"
20% случаев - "Повлиять на другого, чтобы он изменил решение".
10% случаев - "призыв, чтобы пришла помощь от другого"
Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками,
особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека,
что возникает, обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями,
из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что
отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально
необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что любое охлаждение в привязанности, а
тем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая
смысла дальнейшую жизнь. При этом, иногда, при отсутствии поддержки близких,
происходят "ситуативные самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и собственно
несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
Лекарства от любви. Когда первая любовь, едва начавшись, терпит неудачу, когда
подросток узнает, что его бросили или предали, это всегда очень больно. Более того, если
неудача в любви постигла натуру тонкую, чувствительную, восприимчивую, слова «Я тебя
больше не люблю» будут равнозначны смертельному приговору, настоящей жизненной
трагедией. В этом случае расставание будет сопровождаться болью, смятением, отчаяньем,
чувством одиночества, потерей веры в дальнейшие благоприятные отношения с
противоположным полом и надолго в сознании остается стереотип: «все пацаны предатели»
или «все девчонки – предатели». Покинутого влюбленного будет мучить вопрос: «Почему это
произошло?», «Почему меня разлюбили?». Одни начнут копаться в себе, искать причины,
собственные недостатки, но чаще всего причины оказываются ложными, поскольку
разлюбивший и сам не всегда может понять почему это произошло, просто разлюбил и всё.
В юном возрасте чувства и увлечения меняются очень часто и резко. И хотя нет лекарства от
любви, и мы не можем ЗАСТАВИТЬ другого человека полюбить себя, а вот ВЫБРАТЬ
стратегию поведения в этой ситуации мы можем.
•
Идеально, когда родители или другие взрослые - подходящие советчики, которые могут
поддержать в этот момент, выслушать, дать возможность долго говорить о ситуации и
своих чувствах.
•
Можно остаться в одиночестве и дать волю слезам, пожалеть себя и вспомнить лучшие
моменты, связанные с первой любовью. Слезы облегчают страдания.
•
Можно отправиться в компанию друзей, излить им своё горе, обсудить ситуацию,
получить совет, но это далеко не всем подходит.
•
Можно утешить себя тем, что ты не один такой, что мировая культура лучшими своими
образцами обязана людям, которые любили и не испытывали взаимности. Из-за
неразделенной любви Микеланджело однажды воскликнул: »Люблю! Зачем я только
родился!»
•
Можно писать стихи и прозу ей и о ней, играть мелодии,
•
посвященные ей, читать чужие великие стихи о любви...
•
Полезно почитать специальную литературу, это помогает понять себя и других
сверстников.
•
Но если ты веришь в Бога – то ты знаешь точно, что Бог лучший утешитель в мире. Это
Он сказал: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас…и
найдете покой душам вашим» (Евангелие от Матфея 11,28). Не надо знать для этого
какие-то особые молитвы, просто скажите Богу, что у вас на сердце и Он, зная вас,
пошлет вам мир и покой.
Опыт показывает: «Если горе сразу не свалило – значит ты его переживешь». Главное
устоять, удержаться первое время, так как время лечит и на смену первой любви придет
вторая и третья, такова психология этого возраста.
Христианский взгляд на любовь. Если ты влюбился, то значит, ты повзрослел и Бог
посылает это чувство как первое испытание твоей взрослости. Библия говорит, что есть
время любить и есть время ненавидеть, есть время обнимать и есть время уклоняться от
объятий, время плакать и время смеяться. Бог дает человеку чувства, чтобы он рос духовно,
учился терпеть, страдать, сопереживать другим, прощать, уступать, то есть Бог посылает
первый экзамен любви, чтобы мы научились любить по-настоящему и когда придет от Бога
та самая настоящая любовь – мы будем уже готовы любить, а значит будем счастливы.
Дубинина Е.О., студентка.
Первые слезы первой любви
(воспоминания о первой любви)
«Я понимала, что все, что со мной происходит, не может быть правдой, слишком все
было похоже на сказку. Я закрывала глаза и начинала парить в облаках, когда думала о нём.
Мои счастливые глаза говорили сами за себя. Он молча подошел ко мне, остановился и
сказал: «Нам нужно поговорить». Я беззаботно ответила: «Конечно». Он протянул мне
свернутую вчетверо бумажку и продолжил: «Здесь я все объяснил». И больше ничего не
сказав, молча развернулся и ушел. Мое сердце тревожно забилось, предчувствуя беду. Я
развернула записку и молча, несколько раз перечитала...
Вечером, придя, домой я заперлась в своей комнате и плакала до тех пор, пока не
поняла, что слезы закончились и плакать мне нечем. В голове как колокол звенели
написанные с такой бессердечностью и жестокостью слова: "Я тебя не люблю, я просто
поспорил с друзьями и ты мне не нужна». Сердце мое стало мертвым и холодным. Ему уже
было все равно, была ли на свете такая девочка как я, которая была настолько добра и
беззаботна, что казалось даже солнце светило только ей одной. На следующий день никто и
не вспомнил о том, что случилось вчера и только безразличные, мертвые глаза напоминали
о горечи первой любви…
***
Опять лежишь в ночи, глаза открыв,
И старый спор сама с собой ведешь.
Ты говоришь - Не как уж он красив! -
А сердце отвечает: - Ну и что ж!
Все не идет к тебе проклятый сон,
Все думаешь, где истина, где ложь...
Ты говоришь: - Не как уж он умен! -
А сердце отвечает: - Ну и что ж!
Тогда в тебе рождается испуг,
Все падает, все рушится вокруг.
И говоришь ты сердцу: - Пропадешь!
А сердце отвечает: - Ну и что ж!
(Юлия Друнина)
Уроки первой любви
(анализ проблем взросления)