«Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно»
Вильгельм Буш
«Герой для ребенка – это отец, проявляющий такую чуткость, такой характер, такую
последовательность, такую честность, которые позволяют стать образцом для подражания»
Джош МакДауэл
Пятилетний Денис подружился с соседом дядей Сережей. При встрече во дворе, у них
всегда было о чем поговорить: о машине, которая плохо заводится, о велосипеде и разбитых
коленках. Приближался мамин день рождения, и сын загадочно сказал: «Мой главный
подарок будет вечером». Перед ужином раздался звонок в дверь, мама открыла и увидела
дядю Сережу с цветами. «Мама, дядя Сережа уже почти согласился быть моим папой!» -
радостно сообщил Денис…
Отец – важная составляющая детской жизни, а отсутствие отца болезненно сказывается
на каждом без исключения ребенке. А тем временем, проблема безотцовщины становиться
сегодня глобальной. Отец перестал быть и ощущать себя главой, защитой и опорой семьи, а
женщина-мать перестала нуждаться в мужской защите и опоре. Почему же так происходит?
Во времена развития феминизма Маргарет Мид прорекла, что «отцы – это биологическая
необходимость, но социальная случайность». Иными словами: чтобы родился ребенок –
нужен отец, но чтобы воспитать ребенка – отец не нужен. По данным ООН, отмечается, что
количество разводов в некоторых европейских странах приближается к числу заключаемых
браков. Многие женщины-матери работают и зарабатывают. В странах ЕС доля материнских
семей с детьми до 15 лет доходит до 20%, а в Дании – 83%. Женщины все более становясь
финансово самостоятельными, решаются на внебрачного ребенка, на развод и воспитание
ребенка без отца, все меньше соглашаются на вторую роль в семье. Число внебрачных детей
в России составляет до 35% всех рождений. В европейских странах эта цифра – выше 40%.
Много детей воспитывается в незарегистрированных партнерствах, где статус отца
нестабилен.
И для самого мужчины семья постепенно перестает быть привычной сферой
самореализации. Её место занимают другие области – карьера, деньги, удовольствия.
Сегодня ребенок зачастую не знает, где и чем занят его родитель. Социологи даже
придумали специальное название этого феномена: "невидимый родитель".
Вследствие занятости мужчин, дело воспитания и образования взяли в свои руки
женщины. Вырастает поколение мужчин, воспитанных женщинами. Ребенок с рождения
постоянно находится с мамой; в детском саду - женщины; потом в школу, где мужчины-
учителя редкость, в институте большей частью также преподают женщины - и в результате
человек, биологически являясь мужчиной, непроизвольно усваивает поведение и
менталитет только женщин. А тем временем отсутствие отца крайне негативно сказывается
на детях.
Статистика последствий безотцовщины такова, что сегодня в осмысленной беседе
со своими детьми отец проводит менее тридцати секунд в день. То есть, за год – около трех
часов. Разрыв между ролью отца и ролью учителя очевиден. Только 9% опрошенных в
Москве и Подмосковье подростков советуются с отцом при принятии важных решений, 30% -
с матерью, а остальные больше полагаются на себя и своих друзей. Дети жалуются, что отцы:
грубые, авторитарные, несправедливые, у них мало доброты, много пьют, но больше всего –
на невнимание и отсутствие отцов дома. Многочисленные исследования доказывают, что
дети, растущие без отца:
•
в 35 раз чаще сбегают из дома,
•
в 20 раз более вероятно будут иметь проблемы с поведением,
•
в 20 раз чаще вероятно закончат свою жизнь в тюрьме,
•
в 10 раз чаще станут наркоманами,
•
в 14 раз чаще совершают изнасилования,
•
в 9 раз чаще покидают школу, не доучившись,
•
в 5 раз чаще совершают самоубийство.
История отцовства. Средневековые тексты говорят исключительно о властном
характере отца, дети его должны слушаться во всем, а ему самому мало что предписывалось.
М. Монтень, посвятивший родительской любви отдельную главу своих «Опытов»,
признавался, что не очень любил, чтобы его собственных детей «выхаживали» рядом с ним.
Из детей больше любили первенцев – мальчиков, а в отцовском воспитании
главенствовала строгость и требовательность. В древней Руси, при разговоре с отцом дети
не смели глаз на него поднять, а отец имел полное право их физического наказания.
Начиная с эпохи Возрождения, появляется много мудрых поучений и наставлений отца
своему сыну: «Поучение Владимира Мономаха», «Поучение Силуана», «Письма к сыну» Ф.
Честерфилда и другие.
У разных народов образ отца также различен. Так традиционный кавказский этикет
горцев требовал, чтобы отец при посторонних не брал ребенка на руки, не играл с ним и не
говорил с ним, и вообще не проявлял каких-либо чувств при людях. По свидетельству К.
Хетагурова, «только в узком семейном кругу отец мог дать волю чувствам и поняньчить или
приласкать детей. Так, если осетина – отца заставали с ребенком на руках, то он не
задумываясь мог бросить малыша куда-попало». Конечно, сто лет назад отцы также
отсутствовали дома и были заняты. Но тогда существовала традиция передачи профессии. В
процессе совместного труда с детьми проходило общение и воспитание. В деревнях
мальчики всегда помогали отцу в работе, а в аристократической среде ребенок получал
именно такое образование, которое позволяло ему продолжить дело главы семьи. Этот
процесс прочно связывал поколения, оставлял глубокий след в судьбе ребенка и отца.
Первые встречи с отцом. Рождение ребенка – важное событие в жизни мужчины. В
серии глубинных интервью с 40 отцами удалось выяснить 5 главных позитивных изменений
в жизни мужчины, при рождении у него ребенка: остепенился, повзрослел, уменьшился
эгоцентризм, стал больше давать, чем брать, появилось новое чувство ответственности. А
что же нужно ребенку от папы? В идеале ребенок начинает общаться с отцом уже в утробе
матери. Любящий отец разговаривает с ребенком, поет ему. Вот почему, родившись, малыш
легко отличает голос отца от других голосов, он ему также дорог, как и голос матери. Малыш
познает мир - и в первую очередь своих родителей - через телесные ощущения. Поэтому ему
очень важна физическая близость отца, то есть другого, не такого, как мама, человека,
который тоже любит, заботится, защищает и учит. Если ребенок не будет знать папиных рук,
тела, движений, дыханья, то к тому времени, когда он начнет общаться словами и глазами,
папа покажется ему почти незнакомым взрослым. Кроме того, отец - первый человек, биение
сердца которого малыш не слышал. В идеале родители представляют собой пару, в которой
мама олицетворяет детство - уютный теплый мир, где всегда угадываются и исполняются все
желания, где ничего не требуют и всегда помогут. А папа - посланец другого, взрослого мира,
где каждый человек отвечает за себя, где есть неизвестность, риск и успех, где есть
настоящая любовь, хотя она и отличается от любви мамы к младенцу. Отец призван помочь
ребенку сориентироваться во внешнем взрослом мире, правильно построить свои
отношения с окружающими людьми, стать ответственным и полноценным членом общества,
создать собственную семью и раскрыть в себе то призвание, которое изначально
закладывается Богом в каждого ребенка. Ребенок уже на первом году жизни нуждается,
чтобы рядом была не только мама, но и папа. Ребенок изначально должен усваивать, что он
с мамой не единое целое, а он - отдельная личность. А для этого очень важно, чтобы в
близком контакте с ним находился другой, не похожий на маму человек. Психологи говорят о
том, что в этом возрасте закладывается умение делить любовь между двумя людьми, которое
понадобиться малышу в будущем, когда у него появится свой ребенок, и он сможет любить и
его и мужа (жену). Хороший отец может все, что может мать, кроме рождения и кормления
грудью. Папа может много помочь жене после родов: долго носить малыша на руках, играть
с ним, купать и пеленать его. Эти минуты ценны как для отца, так и для ребенка. Ребенок
видит и чувствует, что молоко он получает от мамы, а игры – от папы. Это помогает ему
быстро понять, что мир не ограничивается мамой, делает его любознательным и активным.
Кроме того, на первом году жизни ребенок чувствует, что любовь к нему разные люди
выражают по-разному и это нормально и правильно. Чем старше становиться ребенок, тем
больше он нуждается в отце. Отцовские инстинкты, в отличие от материнских, нужно
развивать в практической заботе о своем малыше. Тогда очень скоро малыш станет
настолько близок отцу, что ему покажутся смешными рассуждения о том, что забота о
маленьком ребенке – это не мужское дело.
Важно понимать разницу материнской и отцовской любви. Мать чаще любит
безусловно, такая любовь дает ощущение безопасности окружающего мира, радость жизни.
Отцовская любовь – условная. Отцы чаще любят за что-то: послушание, успехи. Любовь отца
приучает к порядку и дисциплине, формирует в ребенке личность. Любящий отец руководит
ребенком, когда тот выполняет поручение, отец подсказывает как лучше сделать, матери
больше свойственно делать за ребенка, опекать, жалеть, баловать. Эстонские исследователи
А. Тавит и Д. Кутсар установили, что «связь между ребенком и родителями одного и того же
пола сильнее, чем между родителями и ребенком противоположных полов». Так между
отцом и сыном устанавливаются особые отношения, как и у дочери с матерью. Пример
матери часто становиться моделью поведения для дочери, образцом поведения для сына
обычно пример отца. В то же время детям дороги оба родителя. Мать и отец в воспитании
детей только дополняют друг друга.
Отец и сын. Сын перенимает у отца важную часть развития – становление мужчиной:
мужские качества характера: твердость, уверенность, самостоятельность. Мальчики
постоянно следят за каждым движением отца. В отце воплощено первое представление
ребенка каким должен быть мужчина: сын видит каким он станет сам, когда вырастет, а дочь
– каким будет её избранник. «Он постоянно подражает тому, что я делаю, - рассказывал
мужчина о своем трехлетнем сыне: держит кружку, как я держу, как стучу ногой под столом,
берет гвозди в рот, когда стучит молотком». Но дети учатся не только подражая, но и слушая
папу. В их глазах отец все знает, все умеет, он сильный как слон. Никогда отец не будет иметь
такой внимательной аудитории как его малолетние дети, не сомневающиеся в правоте
суждений отца и матери. Один отец вспоминает: «Когда моему сыну было 4 года, он принес
мне обломок бесформенной пластмассы и спросил: «Это что?», - «не знаю, - ответил я». «Как
ты можешь не знать? – спросил он. Взрослые знают всё, чего не знают маленькие».
Мальчики страстно любят проводить время с отцами. Сын подрастает, и его уже не так
просто матери обнять или поцеловать. Обычно годам к 9 сын перестает идентифицировать
себя с матерью. Мир отцов зовет их и маме все труднее справляться с ним. Мальчик
сигнализирует о происходящих в нём изменениях тем, что уже больше не хочет помогать
ей. Если отец отсутствует, то женщина в этот период должна выдержать твердую линию. Если
же отцы принимают активное участие в жизни своих сыновей, радуются их успехам, твердой
рукой устанавливают границы и нормы, мальчики расцветают как хорошо политые цветы.
Если отец хочет, чтобы у сына развилось здоровое отношение к женщинам, он обязан
на собственном примере показать ему уважительное отношение к матери. Лучшее, что
мужчина может сделать для своих детей в деле воспитания чувств – это любить свою жену.
Отец и дочь. У девочки, выросшей без отца, будут серьезные проблемы в отношениях с
мужчинами. Иначе говоря, сильный пол надолго останется для такой девочки непонятным,
представители его будут пугать и отталкивать своей чужеродностью; она станет реагировать
на их действия совершенно неадекватно, а когда услышит совет "поймите вашего мужа,
прислушайтесь к нему", только иронично усмехнется, потому что не умеет. Во-вторых, и
мальчику, и девочке с рождения важно видеть взаимоотношения родителей, а именно не
драки и ругань, а их взаимную ласку, доброту и уважение.
Девочка должна постигать, в чем разница между мужской и женской ролью, а задача
отца – помочь ей развивать женственность. Растущая девочка нуждается в положительной
отцовской оценке. Бенджамин Спок подчеркивает, что общение с отцом подготавливает
девочку к выходу в большой мир, который наполовину состоит из мужчин, сказывается на её
избирательном отношении к ним и что «её замужняя жизнь будет во многом определяться
теми отношениями, которые в детстве были у неё с отцом». Важно не сколько времени отец
проводил с детьми, а как ценно это время для ребенка. Ребенок будет с теплым чувством
вспоминать сцены из детства только в том случае, если отец действительно был рядом в
критические моменты. Школьницам 7-го и 8-го классов задали вопрос: «За что вы любите
своего папу?» Многие ответили так: «За всё». Одна девочка пишет: «Папа все на свете умеет,
он и магнитофон чинит и велосипед ремонтирует, а главное, он никогда на нас с мамой не
ругается. Он может запросто решить любую проблему». Другая девочка пишет: «Мне очень
нравиться проводить с папой свободное время хоть под дождем, ездить купаться, ходить в
лес, куда угодно».
Отец для дочери при хороших взаимоотношениях – это основа чувства безопасности,
именно он дает ей ощущение женственности. На основе общения с ним девочка строит свой
образ мужчин. Негативные установки по отношению к другому полу, могут принуждать её
избегать контактов с мужчинами, полагая, что «всё это добром не кончится», или же
пытаться найти идеального мужчину, противоположного отцу. Женщины, имевшие в детстве
опыт плохого отца, как правило, тревожны по отношению к мужчинам, в глубине души
убеждены, что «от мужчин нельзя ожидать ничего хорошего».
Воспитание без отца. Ущербность одиночного воспитания заключается в том, что
родитель не может своим одиночным участием в воспитании восполнить недостающего
родителя. Один родитель старается совместить в своем лице обе роли (материнскую и
отцовскую), автоматически обедняя каждую, а зачастую практически лишая ребенка их
полноценного выполнения. Таким образом, ребенок остается своеобразным "сиротой", не
имея ни одного полноценного родителя. Мать не заменит роли отца, равно как и отец - роль
матери. К сожалению, подобные ситуации на сегодняшний день не редкость. Ребенок,
воспитанием которого не занимается отец, обычно плохо социализирован: он не умеет
ладить со сверстниками, со старшими - тем более не уверен в себе, не отличается успехами в
учебе. Не имея прочного эмоционального контакта со своим родителем, он ищет
ценностные ориентиры на стороне, чаще всего на улице. Ребенок строит модель своей
будущей семьи, исходя из того, что он наблюдал в своей семье.
Дети, выросшие без отца, изначально не представляют себя участниками полной семьи.
Особенно мальчики: ведь мама всю жизнь была убеждена, что растить ребенка - дело
женщины. И на вопрос: "Мама, а кто мой папа?" - сын получал строгую отповедь: "А зачем
тебе папа? Мы и без папы неплохо обойдемся, никакой папа нам не нужен!" В результате
через некоторое время мальчик вырастет, женится, и, если жена забеременеет, на ее
сообщение он ответит равнодушно: "А я тут при чем? Твой ребенок, ты и расти». И никакими
убеждениями о стыде и совести его не пробить: потому что бессознательные представления
о составе семьи, внушенные с маминых слов, действуют сильнее всех призывов к его
сознанию. Ну а девочка, убежденная, что никакой отец для ребенка не нужен и что мама
вполне способна его заменить, часто, начинает так же самоотверженно воспитывать
ребенка одна, без мужа. И все же многих ошибок одностороннего воспитания можно
избежать, если правильно воспитывать детей без отца. Американские психологи советуют
мамам, которые одни растят сыновей, платить небольшие деньги парням-студентам, чтобы
те по выходным играли с их мальчиками в бейсбол, катались на велосипедах, гуляли в
парках и таким образом приобщали их к мужским интересам, мужским развлечениям,
мужскому стилю жизни. Сын, растущий без отца, должен проводить время с друзьями и
родственниками мужского пола, ходить с ними на рыбалку, в поход, на футбол. Пусть
смотрит, как они чинят автомобили или помогает им ремонтировать заборы и сараи на
дачном участке. Мужская манера разговора, скупая на проявление чувств, характерные
словечки, жесты — все это перенять легко, пусть даже у героев кинофильмов. Сложнее
научиться вести себя, как ведут мужчины, потому что мама неосознанно будет подталкивать
сына к женской модели поведения. Например, маме трудно смириться, что мальчику надо
пройти через полосу драк. Когда сына обижают, папы обычно уверены, что обидчикам надо
дать отпор, а мамы умоляют не драться, а договариваться. Как маме строить свои отношения
с сыном, чтобы он не вырос слабым мужчиной? 1. Следить за собой, не программирует ли
она ребенка на вечную зависимость от мнения мамочки. 2. С самых первых дней вселять в
него уверенность, что он сможет, что у него получится и самостоятельно зашнуровать
ботинки, и решить задачку по математике, и получить по лыжам первый разряд. 3. Дать ему
возможность все делать самому. Спешащей маме, которая должна и зарабатывать деньги и
вести домашнее хозяйство, быстрее и проще все самой сделать за маленького ребенка.
Только тогда очень скоро обнаружится, что мальчик уже ничего не хочет делать сам, он
понял, что ему удобнее, когда все за него делает мама. 4. Обсуждать с ним не только свои
проблемы (какого цвета повесить шторы в гостиную, покрасить ей волосы или нет), но и
говорить о его, мальчишеских проблемах — моделях гоночных машин, новом мопеде,
друзьях.
И ещё: детям лучше жить только с матерью, чем с наспех выбранным "ради детей"
отчимом, который может тех же детей покалечить как психологически, да и физически.
Лучше родить в сорок, но в счастливом браке, чем в тридцать - для того, чтобы решить
собственные проблемы за счет ребенка. Лучше научиться понимать мужчину, чем отвергать
весь мужской род и лишать естественного счастья себя и гармонического психологического
развития - детей.
Библия об отцовстве. Иисус, придя на землю, открыл нам Бога как Отца. Он говорил
людям: «Отец мой и Отец наш...». Библия представляет Бога как настолько идеального отца
своих детей, что на земле нет ни одного, самого хорошего отца, который мог сравниться с
божьим умением любить своих детей. Так Библия говорит о Боге, что он знает их поименно,
от утробы матери заботится о каждом, наставляет и предупреждает об опасности, наказывает
за непослушание, прощает тех, кто стремиться исправиться, кто признает себя виноватым
перед Ним, отвечает на их просьбы, каждого выслушивает и успокаивает в горестях,
является образцом для них, требует от детей уважения, спасает их от падения и жертвует
собой ради них, дает им все самое необходимое для жизни, обещает дать богатое
наследство.
А потому и отношение к отцу земному прямо или косвенно отображает отношение к
Отцу Небесному. Авторитет отца должен быть безукоризненным. Мы читаем в Книге
Притчей, в 23 главе: «Почитай отца твоего, ибо он родил тебя». Писание говорит, что
наставление отца спасает от злого пути, избавляет человека от говорящего ложь, от чужой
жены, от кривых путей, от глупостей, даже от смерти. И более того, оно приносит мудрость и
познание, правду и страх Господень, долготу дней жизни, милости и благоволения от
Господа. И это все дает мудрый совет отца.
В Библии много примеров, того как отцы тяжело переживали проблемы своих детей.
Так когда братья продали Иосифа в рабство, а отцу сказали, что тот погиб – отец долгие годы
тосковал о сыне своем Иосифе. А когда Авессалом восстал против отца своего, царя Давида,
отец все же спрашивал: «Благоуспешен ли отрок Авессалом?». И когда предавший его сын
трагически погиб, говорил: «Лучше бы мне умереть...» - и долго оплакивал его. Согласно
Библии: призвание отца – быть не только кормильцем в семье, но и главным воспитателем.
Призвание отца – носить своих детей на руках: «Бог твой носил тебя, как человек носит
сына своего» (Второзаконие 1:31). Призвание отца – дать наставление своим детям.
«Слушайте дети наставление отца, чтобы научиться разуму» (Притчи 4:1), «И вы, отцы, не
раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем»
(Послание к Ефесянам 6:4). Призвание отца – миловать (жалеть и прощать) своих сыновей.
«Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Псалом 102:13). Призвание отца –
личным примером показать, что трезвый образ жизни – это норма. Так в Библии есть
пример как взрослые дети Ионадава отвергли полные чаши вина, потому что перед ними
был пример их трезвого отца (Библия. Книга пророка Иеремии 35, 5).
Христианская семейная психология советует отцам:
•
Приход отца в дом должен быть радостным событием дня для ребенка. Приходя домой,
отец должен обнимать и целовать каждого ребенка, а также заверять их словами, что
папа любит их не за их поступки. А за то что они – это они. Любящий отец всегда имеет
что подарить малышу, приходя домой.
•
Дети любят, когда отец рассказывает им о своем и их детстве и как сильно их любили.
•
Дети надолго запоминают игры с отцом, гуляние всей семьей, поездки на рыбалку, в
походы, совместный труд. Дети помнят всю жизнь как отец читал им книги, беседовал о
жизни, о Боге, отдыхал и работал с ними.
•
Занятый, но любящий отец должен запланировать время на проведение времени с
ребенком наедине.
•
Мальчики любят, когда отец борется с ними, они любят меряться силой, толкаться,
соревноваться в беге, плавании, боксе. Девочки любят, когда отец обнимает их, говорит
им, что они очень красивые.
•
Отец должен со взрослеющими детьми говорить о том, что важно им в этом возрасте: о
внешности, авторитете среди друзей, об их успехах, о женитьбе и замужестве.
•
Отец должен молится со своими детьми. Дети должны слышать, что отец говорит Богу о
них, что хочет от своих детей.
•
Даже в дальней поездке, отец не должен упускать шанса, засвидетельствовать детям
свою любовь: звонить им, писать им, отзываться на их просьбы, покупать подарки.
Опыт хороших отцов. В 70-е годы ХХ века наблюдая рост числа безотцовщины, ученые
стали подробно изучать этот социальный феномен. Однако время показало, что изучение
опыта положительного отцовства не менее важно, чем изучение последствий
безотцовщины. Экспериментально доказано, что хорошо подготовленные отцы охотно
любуются новорожденными, испытывают удовольствие прикасаться к ним и практически не
уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Часто такие отцы вырастают и
воспитываются в многодетных семьях, где опыт ухаживания за ребенком был приобретен
еще в детстве. Также такие отцы могут вырасти в благополучной малодетной семье, где отец
дал сыну добрый пример отношения к детям. Главное же для человека – так любить, чтобы
живущий рядом с тобой был счастлив.
Горбатенко Ю.В., Решетняк Г.В., студентки.
Сон про папу
Сегодня мне приснился папа
Такой веселый и живой.
И я во сне едва не плакал,
Когда он говорил со мной.
Мы с ним сидели где-то в парке.
Недалеко текла толпа,
Светило солнце, было жарко
И он спросил вдруг про дела.
Лилась неспешная беседа,
Я думал: "Как мне повезло",
И все старался у соседа
В газете посмотреть число.
А папа мне сказал о важном,
Но не услышал я сквозь шум,
Ведь было так уже однажды –
Я думал, что потом спрошу.
Он был такой, такой реальный,
Так весело смеялся он …
Я делал вид, что все нормально,
Но понимал, что это – сон.
И просыпаться не хотелось –
Лежал, не открывая глаз.
Все думал – это память тела?
Или тревожат души нас?
С утра, не знаю, чем заняться?
Как будто чувствую вину.
Зачем такие сны нам снятся?
Пойду и маму обниму…
(Петр Давыдов)
Роль отца в семье
(анализ ценности отцовства)