«Как же люди не правы, когда думают, что когда они старятся, то перестают любить. На самом деле, люди начинают стареть, когда перестают любить» Гарсия Маркес, колумбийский писатель «Не забывайте труда отца и матери, которые заботились и печалились о вас, покойте их в старости»                                                                           «Домострой»   Сын привез старого отца в дом для престарелых, посадил старика на скамью и стал объяснять, что здесь ему будет хорошо: врачи, питание, присмотр, но старик тихо плакал. Сын спросил его: «Отец, ну что ты плачешь?» Старик ответил: «Сынок, много лет назад на эту самую скамью я сажал своего отца и также как ты, я объяснял ему, как здесь хорошо. Придет время, сынок, и тебя также твой сын привезет сюда». Сын молча встал, посадил отца в машину и уехал домой… Современная действительность необратимо изменила отношение общества к старому человеку. Век компьютеризации, глобальной информатизации и стремительного развития техники привели к разрыву преемственности жизни, к конфликту между поколениями. Негативное отношение к старой технике, старой идее, старому образу жизни неизбежно вызывают чувство отчуждения, неприятия, желание изменить и усовершенствовать с учетом ценностей нового времени. Молодой человек спешит жить, любит прогресс, инновации, движение вперед. Старое ему мешает, воспринимается как иррациональное, некомфортное, а значит и малоценное. Доминирующие ценности образования, карьерного роста, материального достатка неизбежно вступают в конфликт с такими иррациональными понятиями как любовь к детям, супружеская верность, забота о стариках. Вот почему так стремительно сокращается количество детей в семье и число межпоколенных семей во всем мире. Вот почему так непривлекательно на Западе совместное проживание в семье и молодых и пожилых. Во многих европейских странах молодые спешат уйти из семьи и жить самостоятельно, взрослые дети не считают своей обязанностью заботу о стариках, а пожилые люди не стремятся жить в семье, и больше предпочитают заботиться о себе, чем помогать в воспитании детей. Даже ежегодные праздничные дни почитания пожилого человека во многих европейских странах говорят о том, что о родителях вспоминают преимущественно в дни праздников. Не так на Востоке. Там ценятся мудрость, опыт, неспешность, продуманность, традиции, связь поколений, а потому и отношение к старости там совсем иное, чем на Западе. На Востоке говорят: «Рай любого человека находится у ног его матери». В России отношение к старости можно оценить как среднее между западной и восточной традицией. С одной стороны россияне также как и на Западе стремятся реализовать себя через образование, карьеру, материальный статус. С другой стороны, в России в данное время более 25% неполных семей, большинство женщин работает, во многих семьях бабушки играют роль «держателя семьи», они незаменимое приложение к бурной семейной жизни работающих родителей. Острая жилищная проблема и низкие доходы молодой семьи также заставляют значительное время проживать совместно с родителями, имея уже свои собственные семьи. Во многих распавшихся семьях или при внебрачных рождениях (более 30% всех семей России), взрослые родители как корабль спасения для молодых. Подтверждением тому – ответы студентов на опрос, который проходил в НГМА в 2009 году : «Роль бабушки в семье». 98% опрошенных студентов находят положительным, если бабушка живет вместе со своими детьми, так как, по их мнению: «родители работают, а бабушка сидит с ребенком», «она окружает теплом, заботой, дарит уют в доме и печет вкусные блинчики», «потому что она вторая мама, только всегда под рукой и не ругается, если я поступаю плохо», «все самое хорошее во мне от моей бабушки», «бабушка – это мой спонсор и она всегда делится со мной своей пенсией», «никто так не радуется моим удачам и никто так не огорчается моим неудачам как моя бабушка!» Далее речь в основном пойдет о бабушках, так как в связи с большей смертностью и заболеваемостью мужского населения многие дедушки не доживают до сознательной жизни своих внуков, хотя роль обоих прародителей важна в жизни молодой семьи. Роль пожилого человека в семье глазами психолога. Современная бабушка во многом отличается от ветхой старушки и еще меньше себя таковой чувствует. Американские прародители, например, – одни из самых активных, но не в смысле помощи детям, а по укладу своей жизни. В США легко можно встретить продавца магазина 83 лет, водителя машины 85 лет. Они могут путешествовать по Китаю в 74, в 75 поехать на рыбалку на Аляску или Канаду, сходить на вечеринку «Кому за 70», не говоря уже о том, что многие вступают в повторный брак после смерти супруга в возрасте 70 или даже 80 лет. Да и внешний вид американской бабушки многих приведет в изумление: кроссовки, шорты, бейсболка и футболка. Она общается с подругами по Интернету, водит машину, посещает курсы иностранного языка, полна планов и надежд. Европейские бабушки хоть и не так экстремально выглядят, но в большинстве своем в старости больше любят путешествовать, заводить собачку или кошечку, выращивать розы в своем саду, смотреть сериалы и  общаться с друзьями, чем помогать детям и воспитывать внуков. Их общение с внуками ограничивается встречами в праздничные дни и дарением подарков. В российских семьях роль «третьего поколения» по-прежнему велика. В России бабушек условно можно поделить на 5 основных типов: «хлопотуньи» (хозяйственные), «светские дамы» (эрудированные и современные), «божьи одуванчики» (ничем не интересуются, всего бояться), «критиканки» (раздражительные, всем недовольные), «жертвенные самоубийцы» (всем жертвуют ради семьи и сильно устают). Однако большинство их объединяет желание помочь своим детям и любовь к своим внукам. Как показал опрос студентов НГМА, внукам 17-18 лет симпатичнее всего бабушки - «светские дамы», так как они многому учатся у таких бабушек: хорошим манерам, кругозору, эрудиции, умению сохранять молодость, юмор, желание жить. Функции бабушек и дедушек обычно отличаются от родительских. Прародители чаще высказывают одобрение, сочувствие, поддержку, симпатии внукам. Часто эти отношения отличаются большей игривостью и раскованностью. Бабушки чаще, чем мамы рассказывают детям о своем детстве и детстве их родителей, тем самым формируя чувство семейной преемственности. Человек старшего возраста испытывает потребность заботиться о том, кому он может быть опорой. Помогая детям, они ощущают собственную силу и значимость. Внуки расширяют круг интересов старших, дают эмоциональное тепло и возможность возвращения к пройденным этапам жизни. Бабушка, занимаясь внуками, как бы заново переживает то время, когда её дети были маленькими и беспомощными, а она – сильной и молодой. Часто дети очень привязаны к бабушке, так как она реже, чем родители считает их дела мелкими и не стоящими внимания, а забота о дедушке и бабушке делает самих детей добрее, лучше, внимательнее. Высока цена той бабушки, которая может выслушать, не перебивая, вникая в их дела и проблемы, не забывает свои обещания, отмечает в ребенке только хорошее, умеет делать сюрпризы, и подает добрый пример в отношении к труду и осуждении зла. Внуки на всю жизнь запоминают время, проведенное с бабушкой или дедушкой в труде: украшении елки,  создании скворечника для птиц, изготовлении булочек. Любовь, которую старики дарят внукам особого свойства. От их рассказов о временах, когда их «мама была маленькой девочкой» исходит нечто большее, чем просто радость, ощущение прошлого, прочность семьи. Мудрая бабушка не пытается подрывать авторитет матери, а умная мать не станет критиковать бабушку при детях и подрывать ее авторитет у внуков. Любой семье полезно следовать правилам «10 нельзя», разработанным Е.А. Сухомлинским: нельзя отправляться в дорогу, не посоветовавшись со старшими, нельзя смеяться над старостью, нельзя спорить со старшими, нельзя есть то, что мать не может позволить себе, нельзя забывать о стариках, когда приходят гости и другие. Самое главное правило, обязательное для исполнения дедушками и бабушками: ни при каких обстоятельствах не принимать решений, касающихся образа жизни ребенка, а тем более, навязывать эти решения родителям. Искусство быть настоящей бабушкой как раз, и состоит в том, чтобы создать у мамы и папы «полную иллюзию» того, что именно они являются настоящими и полноценными родителями. Ответственность за счастье и здоровье малыша несут только мама и папа. Роль бабушки глазами педагога. (Стрельцова Е.А. педагог начальной школы, г. Нижнего Новгорода). Современные дети, проживающие в семье с любящей бабушкой, заметно отличаются в школе от своих сверстников в положительную сторону». Это вспоминает и одна из родительниц ребенка, ныне преподаватель ВУЗА: «Дети в моем детстве не отличались по материальному достатку родителей. Они больше разделялись на тех, кого воспитывали родители одни и тех, кем занимались бабушки. Они выгодно отличались от нас тем, что ходили в музыкальные школы, хорошо рисовали, лучше учились, имели вид ухоженных, довольных жизнью детей. Многие знали иностранные языки. Их завтраки всегда были самые основательные, пуговицы пришитые, волосы тщательно убраны в косы, а нас родители коротко подстригали за неимением времени». Интересен тот факт, что малообразованные бабушки более ориентированы на заботу о еде, одежде, здоровье своих родных, а образованные – на передачу знаний. В семье, где внуки воспитываются грамотной бабушкой с высшим образованием - внуки желают получить и получают высшее образование. Джон Гуди английский социолог, отмечает, что в Англии в высших и низших слоях общества функции бабушек сильно отличались даже терминологически: в низших слоях бабушек называли «nana», то есть няня, так как она больше выполняла функцию няньки, тогда как в высших классах термин «grandmother» относился к бабушке, которая дает внукам азы образования, нравственного и духовного воспитания. Однако, специалисты геронтологи, изучающие проблемы пожилых людей заметили: «Чем ниже уровень образования, тем больше бабушка вовлечена в совместную деятельность с внуком. Чем выше уровень образования, тем больше современные бабушки ограничиваются материальной поддержкой своих взрослых детей». Система бабушкиного воспитания  в образованных семьях обычно начинается с обучения грамоте, чтением литературы, разучиванием стихов. Как вспоминает другой респондент: «Бабушка серьезно занималась мной. В 3 года я уже поражал окружающих знанием стихов и русской литературы. Бабушка читала мне сказки, и я знал все их наизусть, речь моя была поставлена, я хорошо рассуждал и мыслил не по годам здраво».  Не удивительно, что этот ребенок был еще и нравственно воспитан, так как вся русская литература была морального содержания, в ней решались сложные нравственные проблемы: патриотизм, доброта, честность. Некоторые бабушки пели своим внукам колыбельные на слова русской поэзии. С любовью вспоминают современные бабушки как их воспитывали их бабушки: пели колыбельные, рассказывали сказки, что-то мастерили, читали, ставили спектакли, а не сидели, как в наше время, часами молча у телевизора. Бабушки выполняют также важную духовно-воспитательную роль. В наш век разочарований и стрессов, так важно поддерживать в юных душах веру во что-то устойчивое, неизменное. Для кого-то это Бог, для кого-то вечные человеческие ценности. Люди, много прожившие, практически все убеждены в существовании Бога. Маленькие дети, воспитанные в любви к Богу, очень хорошо Его чувствуют: легче переносят стрессы, более совестливы и ответственны, менее агрессивны и мало подвержены страхам. Хорошо, когда любящие ребенка старики, поддержат и укрепят веру в Бога, победу добра, любви и справедливости. Как вспоминает одна внучка о своей бабушке: «Она создавала атмосферу любви и доброты. Старалась всем людям говорить что-нибудь приятное. От неё я запомнила одну притчу, которую знали все дети в её семье. Притча эта была о грешнике, которого Бог не знал куда определить после смерти: в ад или рай, так как он за всю свою жизнь не совершил ни одного доброго и бескорыстного дела. И только когда грешник вспомнил, что он однажды подал нищему одну маленькую луковичку, то Господь Бог решил, что эта луковичка перевешивает  все его прегрешения. Это у нас в семье называлось «заработать луковичку»: если сделал какое-либо доброе дело – значит, заработал луковичку». Отношения в семье и состояние здоровья (мнение врача). По данным всемирной Организации здравоохранения, здоровье любого человека зависит на 50-55% от условий и образа жизни и труда, на 10-15% - от развития медицины, и 30-40% - от наследственности, а потому самый важный фактор в сохранении здоровья – создание благоприятных условий собственной жизни, психо-эмоциональное состояние самого человека и его близких. Врачи отмечают, что женщина, а особенно пожилая, которая чувствует себя нелюбимой, считает, что её не ценят и не уважают, испытывает сложнейший психотравматирующий комплекс. Более того, враждебные отношения между родственниками в семье замедляют производство ключевого для заживления ран белка в крови. Ученые-медики университета Огайо, говорят, что стресс почти наполовину замедляет на поврежденном участке производство противовоспалительных цитокинов – молекул белка, произведенных белыми клетками крови, которые играют ключевую роль на ранних стадиях заживления. Общеизвестен и сам факт, что иммунная система человека ослабевает, если он подвержен стрессу. Главные беды в старости – отторжение от семьи, уход с работы, потеря прежнего коллектива для общения, одиночество.  Но при сохранении интеллекта, интереса к жизни, наличии семьи – старость не опасна. Если человек нужен, его любят, и он сам способен бескорыстно любить, то уже ему не так важно сколько ему лет, так как старость – это состояние души, а не состояние здоровья. Более того, обследования долгожителей показали, что это, как правило, худощавые, общительные, энергичные люди, позитивно настроенные и любители чистого воздуха. У них наблюдается долгое сохранение интеллекта, интереса к жизни, отсутствие вредных привычек и поздний уход на пенсию. Женщины – долгожители, как правило, имеют большое количество рожденных ими детей (до 10). Датские врачи под руководством профессора Йорка Бекмана провели множество наблюдений и пришли к поразительному результату: «Грипп, простуда, прочие инфекции поражают чаще людей со скверным характером. Если вы упрямы, неуступчивы, негативно относитесь к окружающим, злопамятны, неспособны прощать, или излишне ранимы, подозрительны – у вас вдвое больше шансов слечь в постель с высокой температурой. Будьте человечнее и вирус вас не тронет». Самое лучшее средство от старости – это знать, что ты полезен, востребован, нужен другим. Вот пример: бездетная супружеская пара прожила вместе 30 лет, оба вышли на пенсию, и на свои собственные средства создали «Семейный дом», взяв на воспитание сначала троих, а потом еще пятерых детей из детского дома. У обоих супругов улучшилось состояние здоровья, нормализовалось давление, стали гораздо меньше принимать лекарств. «Дети – наши лучшие врачи, настоящие целители. Ребенок вечный источник счастья», - говорят супруги. Еще интересен факт, как отмечают педиатры, представления о том, что для ребенка вредно, опасно и нежелательно у бабушек совершенно конкретны - вредно не есть, вредно мерзнуть, вредно плакать, вредно мочить уши, вредно ходить босиком и тому подобное. Неудивительно, что бабушкино воспитание отличается гиперопекой, граничащей с патологией. Ни о каких закаливаниях, сквозняках и холодных пятках у них даже речи быть не может. Отдельный вопрос - болезни. Если можно лечить, а можно подождать, бабушка всегда предпочтет лечить (как бы чего не вышло). Дети из семей, где бабушки не живут вместе с внуками, попадают в больницы заметно реже. Там, где некому или некогда кормить ребенка, отказывающегося от еды, заставлять ходить по дому обязательно в носочках, не выскакивать раздетым в коридор, не пить сырую воду - в таких семьях дети гораздо здоровее. И это очевидный факт, говорящий о том, что обильная еда и тепло не имеют никакого отношения к любви, скорее, наоборот. Также, врач-педиатр города Новочеркасска, Аксенова Л.Ю., добавляет: «Из личного жизненного опыта могу добавить, что существует категория бабушек и дедушек, не имевших возможности реализовать свою родительскую любовь на своих детях, и они со всем воодушевлением пытаются реализовать её во внуках. На каждое родительское действие в ответ: «Что ты, простудится, так нельзя!»  Так появляется гиперопёка». Традиции уважения старших. Отношение к старости с древнейших времен определялось степенью полезности стариков для общества, но только одни народы эту полезность определяли как материальную, и тогда доброе отношение к старикам заканчивалось, когда они переставали приносить эту пользу. История неоднократно свидетельствовала о том, как язычники избавлялись от своих немощных предков. В древней Греции стариков сбрасывали со скал, или они должны были сами покончить с собой. В Скандинавии стариков отвозили умирать в лес. Адыгеи на Северном Кавказе также сбрасывали стариков со скалы в реку. Жители Тибета, как только кто-то из старшего поколения заболевал, выносили больного из дома и оставляли на улице навсегда. В Иране стариков относили в горы, где и оставляли умирать с голода или быть растерзанными хищниками. Среди бурятов вплоть до начала ХХ века существовал обычай убивать стариков по достижении 60-ти летнего возраста. Тот же возраст считался предельным и в Японии, где стариков отводили умирать в горы. В центральной и западной Африке стариков не только убивали, но и съедали... Современное общество избавляется от ставших обузой уже более цивилизованно — изолируя стариков в приюты, либо «помогая» расстаться с жизнью посредством эвтаназии. Однако смысл остается тот же: «Старость, не мешай жить молодым!» Другие народы определяли ценность старости как источник мудрости, жизненного опыта, как хранители традиций, религии, воспитатели. Среди заповедей Бога, данных человечеству в Ветхом завете, заповедь о почитании родителей находится на особом месте. По счету, это пятая заповедь. В ней происходит переход от обязательств по отношению к Богу к обязательствам, обращенным к ближнему. «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои» (Второзаконие 5:16). Особенность этой заповеди заключается в том, что в ней Бог обещает человеку долголетие, если он будет заботится о своих родителях, так как забота о стариках предполагает особый склад поведения от человека, где на первом месте стоят любовь, доброта, милосердие, терпение, участие, забота, благодарность. Библия содержит много наставлений о заботе над престарелыми родителями: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь!» (Второзаконие 27:16) «Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения» (Притчи 13:1) «Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их» (Притчи 17:6) «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она состарится» (Притчи 23:22) «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями», «Уважающий мать свою, как приобретающий сокровища», «Почитающий отца, будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан», «Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его… Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей» (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова) Современное отношение к старости. Современное общество стремительно стареет, но, несмотря на то, что формально государство помнит о необходимости заботы о стариках (1999 год был объявлен ЮНЕСКО годом пожилых людей, ежегодно 1 октября отмечается день пожилого человека, проводятся различные мероприятия: выставки, программы выходного дня, подарки от государства) - все это больше похоже на рекламную акцию или торговую компанию. В действительности, в России пенсия не позволяет старикам очень многого: ни полноценного питания, ни отдыха, ни лечения. Пенсионеры не могут ни побаловать внуков подарками, ни распоряжаться своим свободным временем. Многие пенсионеры вынуждены дополнительно зарабатывать на жизнь себе и своим детям. Общество поставило стариков в зависимое положение от детей, пенсии, работы. Все более утверждается негласный алгоритм: «старший – значит лишний». Эта идеология также утверждается с переходом к накопительной пенсионной системе. То есть материальное состояние человека после выхода на пенсию зависит от приложенных лично им усилий накопления средств к существованию. Это идеология нового техногенного, рационалистического общества. Но жизнь показывает, что взрослые дети, ориентированные на сброс с баланса собственных престарелых родителей, воспроизводят такое же отношение к себе и своих детей в будущем. Но есть и другой подход. Если в семье воспитывается, что сила, власть, еда и деньги – не самое главное, но главное любовь, доброта, честность и милосердие, то тогда бабушки и дедушки – объект почета и носители человечности. Одно «общество желудка», другое – «общество памяти». Родители, пренебрегающие в воспитании детей уважением к старшему поколению, готовят детей к «собственному списанию», когда они не смогут уже кормить детей и обеспечивать их деньгами, а потому будем помнить о тех, кто родил нас и воспитал, если хотим быть счастливы сегодня и завтра. Прокопишина Н.А., преподаватель социологии и философии, Минеева Ю. В., студентка. Оладушки Напеку оладушков, Как когда- то бабушка. Сладкие, румяные, Смажу их сметаною. Положу в тарелочки, Чтобы ели деточки. В кружки чая с мятою Разолью ребятам я. А ещё конфет с печеньем И немножечко варенья Я по блюдцам разложу И за стол всех усажу. Всё съели, на столе ни грамма, Говорят: спасибо мама! Да, хороши оладушки, Но мне вкусней у бабушки. (Юлия Данилова)

Роль старшего поколения в семье

(анализ ценностных аспектов проживания в межпоколенной семье)
«Как же люди не правы, когда думают, что когда они старятся, то перестают любить. На самом деле, люди начинают стареть, когда перестают любить» Гарсия Маркес, колумбийский писатель «Не забывайте труда отца и матери, которые заботились и печалились о вас, покойте их в старости»                                                                           «Домострой»   Сын привез старого отца в дом для престарелых, посадил старика на скамью и стал объяснять, что здесь ему будет хорошо: врачи, питание, присмотр, но старик тихо плакал. Сын спросил его: «Отец, ну что ты плачешь?» Старик ответил: «Сынок, много лет назад на эту самую скамью я сажал своего отца и также как ты, я объяснял ему, как здесь хорошо. Придет время, сынок, и тебя также твой сын привезет сюда». Сын молча встал, посадил отца в машину и уехал домой… Современная действительность необратимо изменила отношение общества к старому человеку. Век компьютеризации, глобальной информатизации и стремительного развития техники привели к разрыву преемственности жизни, к конфликту между поколениями. Негативное отношение к старой технике, старой идее, старому образу жизни неизбежно вызывают чувство отчуждения, неприятия, желание изменить и усовершенствовать с учетом ценностей нового времени. Молодой человек спешит жить, любит прогресс, инновации, движение вперед. Старое ему мешает, воспринимается как иррациональное, некомфортное, а значит и малоценное. Доминирующие ценности образования, карьерного роста, материального достатка неизбежно вступают в конфликт с такими иррациональными понятиями как любовь к детям, супружеская верность, забота о стариках. Вот почему так стремительно сокращается количество детей в семье и число межпоколенных семей во всем мире. Вот почему так непривлекательно на Западе совместное проживание в семье и молодых и пожилых. Во многих европейских странах молодые спешат уйти из семьи и жить самостоятельно, взрослые дети не считают своей обязанностью заботу о стариках, а пожилые люди не стремятся жить в семье, и больше предпочитают заботиться о себе, чем помогать в воспитании детей. Даже ежегодные праздничные дни почитания пожилого человека во многих европейских странах говорят о том, что о родителях вспоминают преимущественно в дни праздников. Не так на Востоке. Там ценятся мудрость, опыт, неспешность, продуманность, традиции, связь поколений, а потому и отношение к старости там совсем иное, чем на Западе. На Востоке говорят: «Рай любого человека находится у ног его матери». В России отношение к старости можно оценить как среднее между западной и восточной традицией. С одной стороны россияне также как и на Западе стремятся реализовать себя через образование, карьеру, материальный статус. С другой стороны, в России в данное время более 25% неполных семей, большинство женщин работает, во многих семьях бабушки играют роль «держателя семьи», они незаменимое приложение к бурной семейной жизни работающих родителей. Острая жилищная проблема и низкие доходы молодой семьи также заставляют значительное время проживать совместно с родителями, имея уже свои собственные семьи. Во многих распавшихся семьях или при внебрачных рождениях (более 30% всех семей России), взрослые родители как корабль спасения для молодых. Подтверждением тому – ответы студентов на опрос, который проходил в НГМА в 2009 году : «Роль бабушки в семье». 98% опрошенных студентов находят положительным, если бабушка живет вместе со своими детьми, так как, по их мнению: «родители работают, а бабушка сидит с ребенком», «она окружает теплом, заботой, дарит уют в доме и печет вкусные блинчики», «потому что она вторая мама, только всегда под рукой и не ругается, если я поступаю плохо», «все самое хорошее во мне от моей бабушки», «бабушка – это мой спонсор и она всегда делится со мной своей пенсией», «никто так не радуется моим удачам и никто так не огорчается моим неудачам как моя бабушка!» Далее речь в основном пойдет о бабушках, так как в связи с большей смертностью и заболеваемостью мужского населения многие дедушки не доживают до сознательной жизни своих внуков, хотя роль обоих прародителей важна в жизни молодой семьи. Роль пожилого человека в семье глазами психолога. Современная бабушка во многом отличается от ветхой старушки и еще меньше себя таковой чувствует. Американские прародители, например, – одни из самых активных, но не в смысле помощи детям, а по укладу своей жизни. В США легко можно встретить продавца магазина 83 лет, водителя машины 85 лет. Они могут путешествовать по Китаю в 74, в 75 поехать на рыбалку на Аляску или Канаду, сходить на вечеринку «Кому за 70», не говоря уже о том, что многие вступают в повторный брак после смерти супруга в возрасте 70 или даже 80 лет. Да и внешний вид американской бабушки многих приведет в изумление: кроссовки, шорты, бейсболка и футболка. Она общается с подругами по Интернету, водит машину, посещает курсы иностранного языка, полна планов и надежд. Европейские бабушки хоть и не так экстремально выглядят, но в большинстве своем в старости больше любят путешествовать, заводить собачку или кошечку, выращивать розы в своем саду, смотреть сериалы и  общаться с друзьями, чем помогать детям и воспитывать внуков. Их общение с внуками ограничивается встречами в праздничные дни и дарением подарков. В российских семьях роль «третьего поколения» по-прежнему велика. В России бабушек условно можно поделить на 5 основных типов: «хлопотуньи» (хозяйственные), «светские дамы» (эрудированные и современные), «божьи одуванчики» (ничем не интересуются, всего бояться), «критиканки» (раздражительные, всем недовольные), «жертвенные самоубийцы» (всем жертвуют ради семьи и сильно устают). Однако большинство их объединяет желание помочь своим детям и любовь к своим внукам. Как показал опрос студентов НГМА, внукам 17-18 лет симпатичнее всего бабушки - «светские дамы», так как они многому учатся у таких бабушек: хорошим манерам, кругозору, эрудиции, умению сохранять молодость, юмор, желание жить. Функции бабушек и дедушек обычно отличаются от родительских. Прародители чаще высказывают одобрение, сочувствие, поддержку, симпатии внукам. Часто эти отношения отличаются большей игривостью и раскованностью. Бабушки чаще, чем мамы рассказывают детям о своем детстве и детстве их родителей, тем самым формируя чувство семейной преемственности. Человек старшего возраста испытывает потребность заботиться о том, кому он может быть опорой. Помогая детям, они ощущают собственную силу и значимость. Внуки расширяют круг интересов старших, дают эмоциональное тепло и возможность возвращения к пройденным этапам жизни. Бабушка, занимаясь внуками, как бы заново переживает то время, когда её дети были маленькими и беспомощными, а она – сильной и молодой. Часто дети очень привязаны к бабушке, так как она реже, чем родители считает их дела мелкими и не стоящими внимания, а забота о дедушке и бабушке делает самих детей добрее, лучше, внимательнее. Высока цена той бабушки, которая может выслушать, не перебивая, вникая в их дела и проблемы, не забывает свои обещания, отмечает в ребенке только хорошее, умеет делать сюрпризы, и подает добрый пример в отношении к труду и осуждении зла. Внуки на всю жизнь запоминают время, проведенное с бабушкой или дедушкой в труде: украшении елки,  создании скворечника для птиц, изготовлении булочек. Любовь, которую старики дарят внукам особого свойства. От их рассказов о временах, когда их «мама была маленькой девочкой» исходит нечто большее, чем просто радость, ощущение прошлого, прочность семьи. Мудрая бабушка не пытается подрывать авторитет матери, а умная мать не станет критиковать бабушку при детях и подрывать ее авторитет у внуков. Любой семье полезно следовать правилам «10 нельзя», разработанным Е.А. Сухомлинским: нельзя отправляться в дорогу, не посоветовавшись со старшими, нельзя смеяться над старостью, нельзя спорить со старшими, нельзя есть то, что мать не может позволить себе, нельзя забывать о стариках, когда приходят гости и другие. Самое главное правило, обязательное для исполнения дедушками и бабушками: ни при каких обстоятельствах не принимать решений, касающихся образа жизни ребенка, а тем более, навязывать эти решения родителям. Искусство быть настоящей бабушкой как раз, и состоит в том, чтобы создать у мамы и папы «полную иллюзию» того, что именно они являются настоящими и полноценными родителями. Ответственность за счастье и здоровье малыша несут только мама и папа. Роль бабушки глазами педагога. (Стрельцова Е.А. педагог начальной школы, г. Нижнего Новгорода). Современные дети, проживающие в семье с любящей бабушкой, заметно отличаются в школе от своих сверстников в положительную сторону». Это вспоминает и одна из родительниц ребенка, ныне преподаватель ВУЗА: «Дети в моем детстве не отличались по материальному достатку родителей. Они больше разделялись на тех, кого воспитывали родители одни и тех, кем занимались бабушки. Они выгодно отличались от нас тем, что ходили в музыкальные школы, хорошо рисовали, лучше учились, имели вид ухоженных, довольных жизнью детей. Многие знали иностранные языки. Их завтраки всегда были самые основательные, пуговицы пришитые, волосы тщательно убраны в косы, а нас родители коротко подстригали за неимением времени». Интересен тот факт, что малообразованные бабушки более ориентированы на заботу о еде, одежде, здоровье своих родных, а образованные – на передачу знаний. В семье, где внуки воспитываются грамотной бабушкой с высшим образованием - внуки желают получить и получают высшее образование. Джон Гуди английский социолог, отмечает, что в Англии в высших и низших слоях общества функции бабушек сильно отличались даже терминологически: в низших слоях бабушек называли «nana», то есть няня, так как она больше выполняла функцию няньки, тогда как в высших классах термин «grandmother» относился к бабушке, которая дает внукам азы образования, нравственного и духовного воспитания. Однако, специалисты геронтологи, изучающие проблемы пожилых людей заметили: «Чем ниже уровень образования, тем больше бабушка вовлечена в совместную деятельность с внуком. Чем выше уровень образования, тем больше современные бабушки ограничиваются материальной поддержкой своих взрослых детей». Система бабушкиного воспитания  в образованных семьях обычно начинается с обучения грамоте, чтением литературы, разучиванием стихов. Как вспоминает другой респондент: «Бабушка серьезно занималась мной. В 3 года я уже поражал окружающих знанием стихов и русской литературы. Бабушка читала мне сказки, и я знал все их наизусть, речь моя была поставлена, я хорошо рассуждал и мыслил не по годам здраво».  Не удивительно, что этот ребенок был еще и нравственно воспитан, так как вся русская литература была морального содержания, в ней решались сложные нравственные проблемы: патриотизм, доброта, честность. Некоторые бабушки пели своим внукам колыбельные на слова русской поэзии. С любовью вспоминают современные бабушки как их воспитывали их бабушки: пели колыбельные, рассказывали сказки, что-то мастерили, читали, ставили спектакли, а не сидели, как в наше время, часами молча у телевизора. Бабушки выполняют также важную духовно- воспитательную роль. В наш век разочарований и стрессов, так важно поддерживать в юных душах веру во что-то устойчивое, неизменное. Для кого-то это Бог, для кого-то вечные человеческие ценности. Люди, много прожившие, практически все убеждены в существовании Бога. Маленькие дети, воспитанные в любви к Богу, очень хорошо Его чувствуют: легче переносят стрессы, более совестливы и ответственны, менее агрессивны и мало подвержены страхам. Хорошо, когда любящие ребенка старики, поддержат и укрепят веру в Бога, победу добра, любви и справедливости. Как вспоминает одна внучка о своей бабушке: «Она создавала атмосферу любви и доброты. Старалась всем людям говорить что-нибудь приятное. От неё я запомнила одну притчу, которую знали все дети в её семье. Притча эта была о грешнике, которого Бог не знал куда определить после смерти: в ад или рай, так как он за всю свою жизнь не совершил ни одного доброго и бескорыстного дела. И только когда грешник вспомнил, что он однажды подал нищему одну маленькую луковичку, то Господь Бог решил, что эта луковичка перевешивает  все его прегрешения. Это у нас в семье называлось «заработать луковичку»: если сделал какое-либо доброе дело – значит, заработал луковичку». Отношения в семье и состояние здоровья (мнение врача). По данным всемирной Организации здравоохранения, здоровье любого человека зависит на 50-55% от условий и образа жизни и труда, на 10-15% - от развития медицины, и 30-40% - от наследственности, а потому самый важный фактор в сохранении здоровья – создание благоприятных условий собственной жизни, психо- эмоциональное состояние самого человека и его близких. Врачи отмечают, что женщина, а особенно пожилая, которая чувствует себя нелюбимой, считает, что её не ценят и не уважают, испытывает сложнейший психотравматирующий комплекс. Более того, враждебные отношения между родственниками в семье замедляют производство ключевого для заживления ран белка в крови. Ученые-медики университета Огайо, говорят, что стресс почти наполовину замедляет на поврежденном участке производство противовоспалительных цитокинов – молекул белка, произведенных белыми клетками крови, которые играют ключевую роль на ранних стадиях заживления. Общеизвестен и сам факт, что иммунная система человека ослабевает, если он подвержен стрессу. Главные беды в старости – отторжение от семьи, уход с работы, потеря прежнего коллектива для общения, одиночество.  Но при сохранении интеллекта, интереса к жизни, наличии семьи – старость не опасна. Если человек нужен, его любят, и он сам способен бескорыстно любить, то уже ему не так важно сколько ему лет, так как старость – это состояние души, а не состояние здоровья. Более того, обследования долгожителей показали, что это, как правило, худощавые, общительные, энергичные люди, позитивно настроенные и любители чистого воздуха. У них наблюдается долгое сохранение интеллекта, интереса к жизни, отсутствие вредных привычек и поздний уход на пенсию. Женщины – долгожители, как правило, имеют большое количество рожденных ими детей (до 10). Датские врачи под руководством профессора Йорка Бекмана провели множество наблюдений и пришли к поразительному результату: «Грипп, простуда, прочие инфекции поражают чаще людей со скверным характером. Если вы упрямы, неуступчивы, негативно относитесь к окружающим, злопамятны, неспособны прощать, или излишне ранимы, подозрительны – у вас вдвое больше шансов слечь в постель с высокой температурой. Будьте человечнее и вирус вас не тронет». Самое лучшее средство от старости – это знать, что ты полезен, востребован, нужен другим. Вот пример: бездетная супружеская пара прожила вместе 30 лет, оба вышли на пенсию, и на свои собственные средства создали «Семейный дом», взяв на воспитание сначала троих, а потом еще пятерых детей из детского дома. У обоих супругов улучшилось состояние здоровья, нормализовалось давление, стали гораздо меньше принимать лекарств. «Дети – наши лучшие врачи, настоящие целители. Ребенок вечный источник счастья», - говорят супруги. Еще интересен факт, как отмечают педиатры, представления о том, что для ребенка вредно, опасно и нежелательно у бабушек совершенно конкретны - вредно не есть, вредно мерзнуть, вредно плакать, вредно мочить уши, вредно ходить босиком и тому подобное. Неудивительно, что бабушкино воспитание отличается гиперопекой, граничащей с патологией. Ни о каких закаливаниях, сквозняках и холодных пятках у них даже речи быть не может. Отдельный вопрос - болезни. Если можно лечить, а можно подождать, бабушка всегда предпочтет лечить (как бы чего не вышло). Дети из семей, где бабушки не живут вместе с внуками, попадают в больницы заметно реже. Там, где некому или некогда кормить ребенка, отказывающегося от еды, заставлять ходить по дому обязательно в носочках, не выскакивать раздетым в коридор, не пить сырую воду - в таких семьях дети гораздо здоровее. И это очевидный факт, говорящий о том, что обильная еда и тепло не имеют никакого отношения к любви, скорее, наоборот. Также, врач-педиатр города Новочеркасска, Аксенова Л.Ю., добавляет: «Из личного жизненного опыта могу добавить, что существует категория бабушек и дедушек, не имевших возможности реализовать свою родительскую любовь на своих детях, и они со всем воодушевлением пытаются реализовать её во внуках. На каждое родительское действие в ответ: «Что ты, простудится, так нельзя!»  Так появляется гиперопёка». Традиции уважения старших. Отношение к старости с древнейших времен определялось степенью полезности стариков для общества, но только одни народы эту полезность определяли как материальную, и тогда доброе отношение к старикам заканчивалось, когда они переставали приносить эту пользу. История неоднократно свидетельствовала о том, как язычники избавлялись от своих немощных предков. В древней Греции стариков сбрасывали со скал, или они должны были сами покончить с собой. В Скандинавии стариков отвозили умирать в лес. Адыгеи на Северном Кавказе также сбрасывали стариков со скалы в реку. Жители Тибета, как только кто-то из старшего поколения заболевал, выносили больного из дома и оставляли на улице навсегда. В Иране стариков относили в горы, где и оставляли умирать с голода или быть растерзанными хищниками. Среди бурятов вплоть до начала ХХ века существовал обычай убивать стариков по достижении 60-ти летнего возраста. Тот же возраст считался предельным и в Японии, где стариков отводили умирать в горы. В центральной и западной Африке стариков не только убивали, но и съедали... Современное общество избавляется от ставших обузой уже более цивилизованно — изолируя стариков в приюты, либо «помогая» расстаться с жизнью посредством эвтаназии. Однако смысл остается тот же: «Старость, не мешай жить молодым!» Другие народы определяли ценность старости как источник мудрости, жизненного опыта, как хранители традиций, религии, воспитатели. Среди заповедей Бога, данных человечеству в Ветхом завете, заповедь о почитании родителей находится на особом месте. По счету, это пятая заповедь. В ней происходит переход от обязательств по отношению к Богу к обязательствам, обращенным к ближнему. «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои» (Второзаконие 5:16). Особенность этой заповеди заключается в том, что в ней Бог обещает человеку долголетие, если он будет заботится о своих родителях, так как забота о стариках предполагает особый склад поведения от человека, где на первом месте стоят любовь, доброта, милосердие, терпение, участие, забота, благодарность. Библия содержит много наставлений о заботе над престарелыми родителями: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь!» (Второзаконие 27:16) «Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения» (Притчи 13:1) «Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их» (Притчи 17:6) «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она состарится» (Притчи 23:22) «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями», «Уважающий мать свою, как приобретающий сокровища», «Почитающий отца, будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан», «Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его… Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей» (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова) Современное отношение к старости. Современное общество стремительно стареет, но, несмотря на то, что формально государство помнит о необходимости заботы о стариках (1999 год был объявлен ЮНЕСКО годом пожилых людей, ежегодно 1 октября отмечается день пожилого человека, проводятся различные мероприятия: выставки, программы выходного дня, подарки от государства) - все это больше похоже на рекламную акцию или торговую компанию. В действительности, в России пенсия не позволяет старикам очень многого: ни полноценного питания, ни отдыха, ни лечения. Пенсионеры не могут ни побаловать внуков подарками, ни распоряжаться своим свободным временем. Многие пенсионеры вынуждены дополнительно зарабатывать на жизнь себе и своим детям. Общество поставило стариков в зависимое положение от детей, пенсии, работы. Все более утверждается негласный алгоритм: «старший – значит лишний». Эта идеология также утверждается с переходом к накопительной пенсионной системе. То есть материальное состояние человека после выхода на пенсию зависит от приложенных лично им усилий накопления средств к существованию. Это идеология нового техногенного, рационалистического общества. Но жизнь показывает, что взрослые дети, ориентированные на сброс с баланса собственных престарелых родителей, воспроизводят такое же отношение к себе и своих детей в будущем. Но есть и другой подход. Если в семье воспитывается, что сила, власть, еда и деньги – не самое главное, но главное любовь, доброта, честность и милосердие, то тогда бабушки и дедушки – объект почета и носители человечности. Одно «общество желудка», другое – «общество памяти». Родители, пренебрегающие в воспитании детей уважением к старшему поколению, готовят детей к «собственному списанию», когда они не смогут уже кормить детей и обеспечивать их деньгами, а потому будем помнить о тех, кто родил нас и воспитал, если хотим быть счастливы сегодня и завтра. Прокопишина Н.А., преподаватель социологии и философии, Минеева Ю. В., студентка. Оладушки Напеку оладушков, Как когда- то бабушка. Сладкие, румяные, Смажу их сметаною. Положу в тарелочки, Чтобы ели деточки. В кружки чая с мятою Разолью ребятам я. А ещё конфет с печеньем И немножечко варенья Я по блюдцам разложу И за стол всех усажу. Всё съели, на столе ни грамма, Говорят: спасибо мама! Да, хороши оладушки, Но мне вкусней у бабушки. (Юлия Данилова)

Роль старшего

поколения в семье

(анализ ценностных аспектов проживания в межпоколенной семье)
Журнал “Спеши любить …” авторский журнал Натальи Прокопишиной
Журнал “Спеши любить …” авторский журнал Натальи Прокопишиной