«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника,
соответственного ему»
Библия. Бытие 2:18
Так сложно что-то доброе создать
И просто всё, что создано разрушить,
Но если сердцем будем Бога слушать,
В семье царицей будет благодать
Виктор Немцев
По данным Госкомстата Российской Федерации за 2004 год, в России было
зарегистрировано 979 700 браков и 635 800 разводов. Из каждых трех созданных семей
разрушились две. Но это только зарегистрированные браки. Статистика не учитывает
огромное количество распавшихся «гражданских браков» и других менее продолжительных,
но столь же неудачных связей, а значит и разбитых сердец, неоправданных надежд,
преданной любви. Почему их так много? К сожалению, молодежь сейчас не учат семейным
отношениям. Сначала они слепо копируют отношения в семье их родителей, потом путем
проб и ошибок, строят свои собственные. Как показывает практика, большинство –
неудачно. И это вполне естественно, потому, что мало кто знает, а как же правильно.
Сейчас стало модным называть себя верующими, а потому некоторые молодые
полагают, что для счастья нужно не только зарегистрировать свои отношения, но и
венчаться, то есть получить Божье Благословение. Но это только половина правды. Божье
благословение не в церкви при свечах, не в венцах над их головами и даже не в молитве
священника, так как и после венчания разводятся. Что же на самом деле значит брак по-
христиански?
Важно знать другое, а именно, что Бог благословляет семейным счастьем только тех
своих детей, которые исполняют Его волю, Его желание о семье. Счастье само по себе не
приходит в твой дом, если ты даже называешь себя христианином. Оно приходит к тому, кто
СЛЕДУЕТ в жизни библейским принципам. Однако, мало, кто сегодня знает, что говорит Бог о
семье.
Попробуем разобраться. Бог создал этот мир и заложил законы, по которым
взаимодействует всё живое. Именно Он знает, зачем нужна семья, какую роль играют в ней
муж и жена, зачем в семью посылаются дети, какой должна быть семейная любовь. Бог все
свои желания по отношению к семье изложил в Библии, а потому и мы обратимся к этой
«Книге семейного счастья».
Происхождение и цель семьи. Институт семьи установил Бог. Человек не был задуман
как одиночка, хотя сначала Бог и сотворил одного мужчину – Адама (то есть человека).
Будучи один, Адам искал подобного себе для общения и помощи, но не находил и ему было
не хорошо и тяжело одному. Здесь ясно видно, что человек не ощущал себя полноценным,
он тосковал, он был расстроен, ему нужен был кто-то, кто дополнит его. Тогда Бог создает
ещё одну личность, так похожую на мужчину и в то же время удивительно непохожую на
него. Это чудное создание было задумано как «помощник»: «И сказал Господь Бог: не хорошо
быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». ( Бытие 2:18)
«Помощник» - не означает приниженность женщины при её создании. Оно обозначает
самого близкого друга и соработника с особыми привилегиями. Это слово имеет смысл
равноправных отношений любви, когда одна личность помогает другой, причем слово
«соответственного ему» означает достойного, подходящего, равного. Так брак решает
проблему общения с равным себе.
Более того, Бог сотворил человека (мужчину и женщину) по образу Своему и подобию,
значит, в семье муж и жена должны отображать образ Божий, то есть любить, прощать,
уступать, заботиться о супруге и детях больше, нежели чем о себе, то есть делать добро. Для
этого, прежде всего, и создается семья, чтобы нам, любя своих близких, проходя через
разные трудности и испытания супружества, дополнять и поддерживать друг друга и
совершенствовать свое подобие с Богом. Семья - это наиболее подходящая для жизни форма
существования человека, так как в глазах Бога, человеку вне семьи, вне брака – трудно стать
полноценной личностью.
Моногамия. Брак по-христиански - это учение о браке между одним мужчиной и одной
женщиной. Разумеется, были времена, описанные Библией, когда этот принцип был
нарушен людьми, но это нисколько не умаляет Библейского учения о браке как о
моногамном союзе между двумя людьми; мужчиной и женщиной. Все счастливые браки в
Библии – моногамные.
Для Адама Бог создал всего одну жену, и история семьи началась с двух людей, а
именно: Адама и Евы. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию
сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею". (Библия. Бытие 1:27-28)
Единство тела и души. В христианском понимании, вступая в брак, супруги должны
сделать три важных шага. Первое: оставить родителей (отлепиться), то есть перестать быть
зависимыми от родителей. Второе: быть преданными друг другу (прилепиться друг к другу).
Третье: стать единой плотью, то есть, принадлежать друг другу душой и телом. «Потому
оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна
плоть".
В браке супруги едины, равноценны и зависимы друг от друга. Это хорошо показано в
Библии: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер
его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и
привел ее к человеку". Бог над Адамом проводит особую «операцию» с особым «наркозом».
Он извлекает из Адама ребро и творит из него женщину, чтобы проснувшись, Адам был в
восторге и удивлении. Бог знал, что Ева произведет на Адама неизгладимое впечатление. Он
знал, что никто не даст Адаму такой радости, как Ева. Женщина была извлечена из мужчины,
и обратно возвращена ему «ибо взята от мужа» (Бытие 2:23). Само слово «жена» означало
«извлеченная из мужчины». Ева настолько была прекрасна и подходила для Адама, что он,
очнувшись и увидев её, понял, что они созданы друг для друга. Адам в изумлении
восклицает: "вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться
женою, ибо взята от мужа своего» (Бытие 2:23). Фраза «кость от костей моих и плоть от плоти
моей» стала выражением не только восторга и единства, но и лучшим описанием интимных
отношений, отношений полного доверия. Интересен тот факт, что Адам полюбил Еву до того,
как имел с ней физическую близость, и не только потому, что она была красива, а потому, что
он почувствовал с ней единство духа, души и тела. Именно это единство гарантировало им
гармонию физического единства.
Любовь и единство в браке. Библия много и красиво говорит о супружеской любви:
"утешайся женою юности твоей"; "Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил
благодать от Господа"; "Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от
Господа"; «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей,
и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои", «Муж, оказывай жене должное
благорасположение, подобно и жена мужу». Супруги в браке должны сохранять друг другу
верность: "Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит
Бог".
Уникальное христианское понимание истиной любви состоит в том, что жизнь другого
человека важнее, чем свои собственные чувства и эмоции. Бог подарил нам эмоции, чтобы
мы могли иметь полноту жизни и радости, но радость эта может достигаться, только когда
счастье другого для нас является условием нашего счастья: «Не о себе только каждый
заботься, но каждый и о других». Нет большего счастья, чем любить, но любовь – это не
эгоистическое удовлетворение своих желаний, а служение друг другу: «Любовью служите
друг другу».
Нерасторжимость брака. Библия запрещает человеку разводиться: «Что Бог сочетал,
того человек да не разлучает», а также «только смерть может разделить человека с его
собственной плотью», но есть по Евангелию две причины, которые позволяют развод: если
есть факт измены и если неверующий супруг или супруга хотят развестись. В таких случаях
на верующем супруге нет вины греха. "Если же неверующий хочет развестись, пусть
разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны".
Библия запрещает человеку верующему жениться и выходить замуж за неверующего,
так как отсутствие духовного единства рано или поздно разрушит брак.
Обязанности супругов в браке. В христианстве взаимоотношения между мужем и
женой являются прототипом взаимоотношений Иисуса Христа и церкви. Смысл этой
символики таков: Христос – жених, а верующие в него все вместе составляют церковь
Христову, то есть его невесту. Христос так любит свою невесту, что жизнь положил за неё, так
же и муж, в браке должен так любить свою жену, что может всем для неё пожертвовать. А
невеста должна хранить верность жениху, а значит, христианская жена должна быть верной
во всем своему мужу. Из этого символизма становится более понятными распределение
супружеских обязанностей в христианском браке.
Библия многократно повторяет: муж – глава семьи: «Хочу также, чтобы вы знали, что
всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог", «Муж есть глава жены".
Это означает, что муж должен лидировать в семье в духовном, социальном и
экономическом аспектах. У мужа, как главы семьи – три основные обязанности: духовная,
социальная и экономическая. Духовная – отец несет ответственность за духовное здоровье
семьи в целом. "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и
состарится", "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и
наставлении Господнем". Социальная – защита своей семьи от разного рода врагов,
подготовка наследства для детей, обеспечение детей профессиональным навыкам.
Экономическая – муж является в семье добытчиком и кормильцем. Все эти обязанности
вместе объединяет главная обязанность мужа – любить свою жену как своё собственное
тело. Любить – значит дать своей жене всё, то лучшее, что желает Бог. Любовь – это забота о
жене, как о бесценном даре от Бога: «мудрая жена - подарок от Бога», «мужья, обращайтесь
благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом», «Мужья, любите своих жен и не
будьте к ним суровы». Муж должен знать, что основные потребности жены в браке –
потребность в нежности, потребность в возможности поговорить, потребность в честности и
открытости мужа, потребность в финансовой поддержке, потребность в заботе мужа о детям.
Если муж будет стремиться понять жену и стараться удовлетворять её разумные
потребности, его лидерство вызовет у неё доверие и уважение, жена почувствует заботу и
уважение со стороны супруга.
Обязанности жены: любить своего мужа, власть и свобода распоряжаться всем домом,
воспитание детей, хозяйственные нужды, быть женственной, повиноваться своему мужу,
следить за словами. Жена – зависит от мужа, и жена является помощницей мужу: «не муж
создан для жены, но жена для мужа», но и «добродетельная жена – венец для мужа своего»,
«цена её выше жемчуга», «уверено в ней сердце мужа её».
Послушание мужу не означает: быть ниже или хуже мужа, потерять
индивидуальность, пребывать в слепом послушании, позволять себя использовать,
позволять мужу нарушать законы нравственности и проявлять насилие. Послушание
означает: относиться к мужу как того требует Бог: признавать его лидером, восхищаться его
положительными качествами, уважать его, понимать его и ценить, поддерживать его в
трудных жизненных обстоятельствах, принимать его таким какой он есть и многое другое.
Жены должны повиноваться своим мужьям, как Господу, то есть подчиняться мужу во всем,
что только не противоречит нравственности.
Для сохранения своего домашнего очага жена не должна: контролировать мужа и
состязаться с ним в его обязанностях, тяга к мужу должна быть сильнее тяги к детям, то есть
ставить мужа на первое место в системе своих ценностей. Жена должна знать основные
потребности мужа: потребность в восхищении со стороны жены, потребность в половом
удовлетворении, потребность в друге (жене), поддерживающей его интересы, потребность
иметь привлекательную жену, потребность в домашнем уюте. Как верно заметил Мартин
Лютер: «Дело жены – чтобы муж с радостью приходил домой, а дело мужа – чтобы жена
грустила, когда он уходит».
Деторождение и воспитание детей. В христианском понимании сама возможность
рождения детей и рожденные дети – это бесценные Божьи подарки, а потому к детям, как
подарку от Бога должно быть трепетное и благодарное отношение. Подарки в нашей жизни
мы не планируем, мы принимаем с радостью, когда бы они ни были принесены нам. Тем
более, от Божьих подарков нельзя отказываться и пренебрегать ими. Так и дети, должны
быть в радость в любом количестве, как щедрый подарок от любящего нас Бога. Отказ от
рождения детей – это презрение малых детей Божьих, которым Бог запланировал родиться
именно от нас и у нас. “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам,
что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного”, — говорит Христос
(Евангелие от Матфея, 18:10—11). Нерожденные и только что рожденные дети уже имеют, в
отличие от нас, небесную прописку, поскольку “Таковых есть Царство Небесное”, и разве
вправе мы определять – жить им на земле или нет?
Христианская семья – это не просто союз мужчины и женщины, но еще и малая церковь,
готовящая духовных детей для Царства Бога, то есть, на земле у родителей особая миссия:
так воспитать детей нравственно, чтобы после смерти, они стали жителями рая. В то же
время, Библия ясно говорит, что дети являются благословением только в тех случаях, когда
родители их правильно воспитывают. В противном случае, дети приносят боль и страдание
своим родителям. То есть родители, рождая детей, берут на себя ответственность заботиться
об их физическом и духовном воспитании. Христиане в браке понимают, что они перед
Богом в ответе, за то, каких детей они воспитали. Как верно заметила поэтесса Вера Кушнир:
Мы прославляем матерей так много,
Благоговеем перед словом «мать».
Но только мать, что носит в сердце Бога,
Детей научит жить и умирать!
Цель христианского брака – исполнить замысел Бога о семье, а именно: и в
наслаждении друг другом, и во взаимной духовной и физической поддержке, и в совместном
ведении хозяйства, рождении и воспитании детей для Бога, для Его царства.
Жить по христианским законам - это была трудная задача для семьи во все времена, но
сейчас она стала ещё труднее, так как никогда в истории человечества христианские
ценности семьи не подвергались таким изменениям, такой критике, насмешкам и
искушениям со стороны духовно разлагающегося общества.
Современную семью можно сравнить с кораблем, который плывет ночью у границы
враждебного государства, где он подвержен опасности погибнуть. Его постоянно пытается
погубить неприятель своим оружием: свободная любовь, гражданские браки,
безнравственность, разводы, аборты, эгоизм, внебрачные дети, насилие, добровольная
бездетность, реклама однополых браков, феминизм, карьеризм. Шансов выжить у семейного
корабля мало, но его спасает только тонкая полоса нейтральных вод и свет маяка впереди.
Нейтральные воды – это нежелание семейной команды принять на себя все, то, что может
погубить корабль, а маяк – Слово Бога, только соблюдая которое, корабль семьи устоит и не
погибнет.
Волохина Т.Г., Мошкова О.А., Рябова А.Н., студентки.
Песнь благословения
(исполняется на христианских свадьбах)
Как счастливы теперь друзья - супруги,
Он муж тебе, а ты ему жена.
И с нежностью друг другу дали руки.
ЛЮБИТЕ ВСЮ ЖИЗНЬ, ЛЮБИТЕ ВСЕГДА
Любовь – частица рая на планете,
Она однажды Богом нам дана.
И чтобы ни случилось вдруг на свете.
ЛЮБИТЕ ВСЮ ЖИЗНЬ, ЛЮБИТЕ ВСЕГДА
Всё встретите вы в жизни, дорогие,
Неясностей, вопросов жизнь полна.
И все же оставайтесь вы родными.
ЛЮБИТЕ ВСЮ ЖИЗНЬ, ЛЮБИТЕ ВСЕГДА
Вас Бог благословил своей рукою.
И небо сочетало навсегда.
И оба вы теперь одной любовью
ЛЮБИТЕ ВСЮ ЖИЗНЬ, ЛЮБИТЕ ВСЕГДА
Супругам
Не разбивайте любовь друг друга
Обидным словом, колючим взглядом.
Пусть в вашем сердце затихнет вьюга,
И светит солнце, пока вы рядом.
Пока вы рядом, храните ласку,
Не отвечайте друг другу местью
На зло смотрите всегда с опаской,
Цените счастье, пока вы вместе.
Пока вы вместе, не прячьте радость,
Под гнёт унынья и тьму сомнений.
Вся ваша жизнь пусть будет в сладость
Без гнева, криков и унижений.
Идите в небо одной дорогой,
Не растеряйте любовь друг друга!
Был ваш союз вам подарен Богом,
Храните счастье, ведь вы – супруги.
(Юлия Данилова)
Брак по-христиански
(анализ христианского понимания брака и семьи)