«Множество людей одержимы странной близорукостью и свой узкий горизонт принимают за
пределы Вселенной»
К. Циолковский
"И предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростью все, что делается под
небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем"
Библия. Книга Екклесиаста 1:13
Есть такая шутка. Человек в темную ночь что-то усиленно ищет вокруг горящего
фонаря. Проходящий мимо человек спрашивает его: - Послушай дружище, ты что-то
потерял?
- Да, отвечает человек. Ключи.
- А где ты их потерял?
-Где-то там, -говорит человек, указывая рукой в темноту.
- А зачем же ты здесь ищешь, если потерял в другом месте?
- А здесь просто виднее, - отвечает человек.
Вот так и наука. Она не всегда ищет и находит там, где ей хотелось. Она работает там,
где ей доступно что-либо познать. Но как бы далеко не продвинулась вперед наука, всегда
будут области знания, которые ей недоступны.
В последние годы бурного научного развития, когда открытия происходят практически
каждый день, некоторые ученые верят, что скоро наука даст ответы на все неразрешенные
вопросы, все желания человека будут удовлетворены и все проблемы будут разрешены,
включая духовные проблемы, человеческие несчастья и войны. Однако, накопленные
знания о материи не приблизили человечество к пониманию смысла жизни и
происхождения разума, наука по-прежнему не может ответить на вопрос «КТО Я?», «ОТКУДА
Я?» И «КУДА Я ИДУ ПОСЛЕ СМЕРТИ?».
Дело в том, что человек не только скопление атомов, связанных нервами. То, что
определяет жизнь и делает её ценностью – любовь, радость, душевный покой, счастье не
может быть объяснено терминологией молекул и химических реакций. Научные знания
никогда не могут сделать человека более любящим, отзывчивым, не могут заполнить
душевную пустоту, так как человек настолько же духовное существо, насколько и физическое.
Ему для полноценной жизни нужны не только знания, но и духовное видение, которое
способна обеспечить только вера в Бога.
Более того, наука не всемогуща, так как она не способна ответить на простейшие
вопросы физики: КАК ПРОИЗОШЛА ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ? ОТКУДА ПРОИЗОШЕЛ АТОМ
ВОДОРОДА? ЕСТЬ ЛИ БОГ? ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ЗАКОН? Наука способна
открыть закон, описать явление, но она не может создать закон или ответить почему то или
иное природное явление существует и кто его создал. Наука часто опровергает себя, вот
почему со временем меняются научные взгляды на окружающий мир. Можно ли вполне
доверять в таком случае науке, когда в мире так много явлений, находящихся вне
компетенции науки?
Ч. Дарвин много переживал от сомнений в своей теории естественного отбора. Он
говорил: «Может ли разум человека, происшедшего как я полагал, от низшего животного,
внушать нам доверие, если этот разум вовлекает нас в такие большие переживания?»
Если человек только продукт эволюции и случайного соединения молекул, Вселенная
управляется случаем, тогда во всем мироздании нет никакой цели и человеческая жизнь не
имеет никакой ценности. Но если человек создан Богом по Его образу и подобию с
определенной целью, тогда каждая личность представляет собой ВЕЛИЧАЙШУЮ ЦЕННОСТЬ.
Чистая наука мало, что может нам сказать о духовных ценностях. Тот, кто
отвергает наличие у человека души, тот, кто верит, что жизнь человека может быть
упорядочена научным способом, тот способен превратить науку в новую религию и такие
тенденции в обществе уже есть. Где есть холодная сила и расчет, там нет сострадания и
взаимопонимания.
Так, когда ученые в компьютер заложили вопрос: «Как исправить человечество?»
компьютер, прочитав историю цивилизации, выдал ответ: «Уничтожить цивилизацию». Это
ответ холодного разума.
Будет величайшей ошибкой думать, что религиозные мысли можно заменить научными
доводами. Наука стоит в стороне от морали и результаты науки могут быть использованы
как на добро, так и на зло, в зависимости от того, что человек намерен делать с её
результатами.
Наука открывает законы Вселенной, дает их описание, но наука не может ответить на
вопросы: ЗАЧЕМ СУЩЕСТВУЕТ ВСЕМИРНОЕ ТЯГОТЕНИЕ, ЗАЧЕМ СУЩЕСТВУЮТ РАДИОВОЛНЫ,
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, ИНЕРЦИЯ?
Существуют ли какие-либо области, неподвластные науке? В принципе, она может
изучать любые объекты и явления - природные, социальные, технические, психологические,
семиотику культуры и т.д. К чему бы ни прикасалась наука - все для нее объект, подчиненный
определенным законам. Человек и все его свойства и качества, его жизнь и дух - тоже
объекты. В этом подходе достоинство науки, но и ее ограниченность. Она не в состоянии
заменить всех форм познания, всех областей творчества. Существует еще и искусство,
мораль, религия, повседневный опыт. Несмотря на то, что научная рациональность играла
важную, даже доминирующую роль в новой и новейшей истории Европы, она никогда не
могла охватить всю культуру и подменить ее собой.
Научно-техническое и экономическое развитие дали человечеству множество благ:
повысили качество жизни, обеспечили рост потребления, подняли медицину на
принципиально новый уровень, увеличили среднюю продолжительность жизни и многое
другое.
Казалось бы, созидательные возможности прогресса безграничны. Еще полвека назад
мало кто мог предположить, что именно техногенная цивилизация приведет человечество к
глобальным катастрофам, поставит его буквально на грань самоуничтожения.
Экологический и антропологический кризисы, возрастающее отчуждение между людьми,
изобретение все новых средств массового уничтожения, грозящих гибелью всему живому, -
таковы побочные продукты техногенного развития. И это доказывает, что развитие науки
может привести к кризисам и тупиковым вариантам социального развития.
Относительность научных данных. Нередко можно услышать скептические
высказывания в адрес научных исследований. Это не удивительно: любой учебник
устаревает в течении нескольких лет. В одном из последних учебников по астрономии
можно прочитать, что к тому времени, когда он выйдет из печати и попадет в руки студентов,
его уже можно считать безнадежно устаревшим. Почему? НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ В НАУКЕ ЧАСТО
ПРОТИВОРЕЧАТ СДЕЛАННЫМ РАНЕЕ ВЫВОДАМ. Следовательно, наука не даёт истину, а она
только пытается её понять доступными ей средствами.
Ученый постигает истину путем наблюдений и экспериментов. Наблюдая мир вокруг
себя, ученый может сформулировать то, что принято называть научными законами. Иногда
их называют "законами природы". Яблоко падает с ветки. И вот ученый, обратив внимание
на то, что оно всегда падает вниз, приходит к выводу о закономерности этого явления. В
науке появляется закон тяготения. Другой ученый изобретает аппарат, способный держаться
в воздухе. Изобретение летающей машины нисколько не противоречит закону тяготения,
оно подтверждает истинность других законов - законов аэродинамики. Ученый постоянно
испытывает чувство неудовлетворенности. Отыскивая все новые и новые факты, проводя
все новые и новые опыты, он пытается лучше осознать происходящее на Земле и в космосе.
И каждое открытие приближает его еще на один шаг ближе к истине.
Например, пятьсот лет назад человек, наблюдавший небо, был убежден в том,
что солнце, звезды и планеты вращаются вокруг Земли. Но вот появляется выдающийся труд
польского ученого Николая Коперника "Обращение небесных сфер", в котором он
утверждает, что земля и планеты вращаются вокруг Солнца. Идеи Коперника определили
новое развитие астрономии. Каждая новая научная идея базируется на предыдущих. Наше
время можно назвать веком научных чудес. В истории человечества не было еще века,
подобного нашему. Реактивные самолеты и спутники стали обычным явлением. Благодаря
научным открытиям наше знание мира значительно увеличилось, а также и расширились
границы нашего понимания.
Изобретение ракетного двигателя открыло человеку путь в космос. Компьютер
позволил выводить спутники на точно рассчитанные траектории и наблюдать далекие
планеты с близкого расстояния. Фотографировать далекие звезды и галактики. Мы можем
устанавливать на космических станциях телескопы и получать сверхточные данные о
звездах.
НО! Научные теории подвержены постоянным изменениям, так как постоянно меняются
и совершенствуются методы исследования. Роберт Милликан, видный американский
ученый, как-то заметил: "Каждая новая крупица знаний в какой-либо новой области
открывает неизмеримо большую область неисследованного. И то, что мы уже знаем, или
считаем, что знаем, должно постоянно перепроверяться, ибо может измениться самым
коренным образом".
Какой же вывод мы должны сделать, изучая особенности научного познания?
СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ МНОГОЕ ПО СИЛАМ И ОНА УСПЕШНО ПРОДВИГАЕТСЯ В СВОЕМ
ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. НО ЕСТЬ ОБЛАСТИ ЕЙ НЕ ДОСТУПНЫЕ И ТАМ, ГДЕ НА
ВОПРОСЫ НЕ МОЖЕТ ОТВЕТИТЬ НАУКА – УСПЕШНО ОТВЕЧАЕТ РЕЛИГИЯ И ЭТО НУЖНО
ПРИНЯТЬ КАК ДАННОСТЬ.
Прокопишина Н.А., преподаватель социологии и философии.
Ограниченность
современной науки