«Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; люди эти разумны и счастливы.
Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти
люди разумны, но еще несчастны»
Блез Паскаль, математик
Однажды студент пришел в гости к своей бывшей школьной учительнице и вместо
рассказа о своей жизни, он неожиданно за-дал ей такой вопрос:
- Скажите, Анна Павловна, я знаю, что вы человек верующий. А могли бы вы мне просто,
в нескольких словах доказать, что есть Бог? Только, пожалуйста, без всяких религиозных
словечек, в ко-торых я ровным счетом ничего не понимаю. Меня давно мучает этот вопрос,
но ответ я сам не могу найти.
- Доказательства, Дима, вещь очень ненадежная. Кого-то они убеждают, кого-то нет.
Доказательство – это процесс установле-ния истины, то есть собирание фактов в защиту
твоего убеждения. Это вещь сложная и противоречивая. Вот, к примеру, скажи мне, что ты ел
сегодня на завтрак?
- Чай с бутербродом.
- Докажи мне, что это правда.
- Как я это могу доказать? Это было еще утром.
- Вот видишь, такой простой факт, а доказать трудно.
- А как ты ко мне пришел? По улице Грушевской или Восточной?
- По Грушевской, конечно!
- Ну почему же, конечно. Может ты хотел испытать свою смелость и прошелся один
вечером по темной улице, по Восточной. Дока-жи, что ты пришел по Грушевской.
- Я не могу этого сделать, меня никто из знакомых не видел.
- А вот ещё, понюхай, как пахнут мои духи, а я от тебя отхожу, и ты их уже не слышишь.
Докажи, что ты слышал запах моих духов.
- Как все это понимать? Что вы мне хотите этим сказать?
- Я хочу дать тебе понять, чтобы ты не искал конкретных и явных доказательств Бога.
Сначала нужно, чтобы желание поверить в Него созрело в тебе самом. Тогда изменится твое
отношение и к доказательствам о Его существовании. Ты начнешь мысленно со-единять
одни факты с другими, будешь пытаться объяснить не-объяснимое с точки зрения Его
существования. Относись к Богу как факту, представь, что Он есть и тебе осталось только
убедить-ся в Его существовании. Тогда, ища Его всем сердцем и всем ра-зумом своим, ты
будешь все больше и больше убеждаться в Его незримом присутствии в мире. Просто скажи:
«Господи, помоги мне найти Тебя».
У человека есть еще одно очень важное чувство, которое по-могает ему принять Бога,
это чувство – интуиция. Она дает чело-веку не знание, а понимание вещей, явлений и
событий. Потому главным доказательством в христианстве остается сам человек, в сердце
своем встретившийся с Богом. Таким человеком был Иоанн, любимый ученик Христа, самый
юный из Апостолов. Он не искал доказательств, как Фома, он принимал Христа сердцем. А
если же эта встреча с Богом не произошла, то сознание человека закрыто для Бога, и
никакие доказательства не помогут Его найти. Человек отрицает Бога только потому, что он
лично так решил (то есть не хочет), но не из-за отсутствия доказательств. То-гда понятной
становиться фраза «Бога нет, потому, что его не может быть». Для таких людей только 100%
явное доказательство становится единственным критерием истины.
- Вы предлагаете мне искать Бога, как уже известный факт? Так как будто я знаю
наверняка, что Он есть и просто лишний раз убеждаюсь, анализируя факты?
- Именно так. Я даю тебе задание собрать несколько фактов в за-щиту существования
Бога с точки зрения человека знающего и любящего Его. Начни свой поиск со слов:
«Предположим, что Бог есть. Это подтверждают следующие факты…» Потом мы встре-тимся
еще, и ты покажешь мне всё, что ты сам себе доказал.
_____________________________________________________________________
(прошло несколько месяцев, и Дима принес учительнице такие записи)
«Предположим, что Бог есть. Это подтверждают следующие фак-ты…»
1.
Многие ученые мира пришли к вере в Бога, занимаясь, наукой. Они являются
научными экспертами (метод экспертных оценок).
Артур Комптон (лауреат Нобелевской премии, физик): «Мне не трудно верить в Бога,
потому что факт наличия плана, и, следова-тельно, разума, неопровержим. Порядок во
Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об
истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале Бог…».
Макс Борн (заслуженный профессор физики Геттингенского университета, лауреат
Нобелевской премии в области физики): «Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что
изучение наук, делает человека атеи-стом, вероятно, какие-то абсурдные люди».
Фридрих, доктор Джон П. (главный химик департамента Агрикультуры США):
«Добросовестный, объективный ученый, никогда не скажет, что Бога нет».
В. Эльвинг Андерсон (доктор, профессор генетики Института Генетики, университет
штата Миннесота) «Мой Искупитель Бог является также и Творцом Вселенной, и Он же - моя
опора. Я вижу плоды Его ак-тивности в мире природы, куда включена и генетика. Здесь я не
вижу запретных зон в исследованиях».
Вернер фон Браун (доктор, американский конструктор ракетно-космической техники,
один из основоположников современного ракетострое-ния): «Один из наиболее
фундаментальных законов природы, под-твержденный наукой, заключается в том, что в
физическом ми-ре нет ничего беспричинного. Просто невозможно себе предста-вить
творение без Творца».
Леон Ж. Ф. Винанд (доктор, декан факультета естественных наук Льеж-ского
Университета в Бельгии). «Когда вы узнаете, как удивительны и сложны явления в физике, вы
увидите невозможность объяснить их теоретически. В природе этих вещей должно быть
нечто ве-личественное и более могущественное, чем человеческий разум»
Джеймс Двайт Дана (доктор, декан факультета геологии Принстонского Университета):
«Я не знаю более точных данных о происхождении мира, чем те, которые находятся в
Библии».
Вывод: отвергать наличие Бога, значит отвергать очевидные научные факты.
2.
Что мы явно наблюдаем в природе?
1.
В природе четко просматривается план, логика, разумность,
2.
В физическом мире нет ничего беспричинного, все суще-ствующее имеет цель и смысл;
3.
Весь окружающий мир упорядочен и рационален;
4.
Налицо единообразие основных законов природы, их неиз-менность с течением
времени;
5.
Природа не эволюционирует, её создание завершено;
6.
Настоящих переходных форм в окаменелостях человека и животных нет, все, что
найдено наукой, вызывает сомнение;
7.
В прошлом на земле была глобальная катастрофа, которая привела к изменению
климата на планете;
8.
Тысячи лет назад жили динозавры, которые вымерли,
9.
Человек обладает духовной составляющей, душой;
10.
Земля сохраняет свое место в космосе благодаря силе притяжения и отталкивания
(«земля подвешена ни на чем»)
11.
Ранее земная поверхность представляла собой единый материк, а в результате
катастрофы раскололась на несколько частей;
12.
Земля пополняется запасами воды, как с неба, так и из своих собственных подземных
источников;
13.
Вселенная обладает колоссальным запасом энергии;
14.
Во Вселенной имеет место как живая, так и неживая материя.
Приведенные факты не противоречат ни современной науке, ни Библейским взглядам.
И.Ф. Гёте сказал: «Пусть мир прогрессирует и развивается сколько угодно, пусть все отрасли
человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не сможет
заменить Библию; она – основа всякого образования и всякого развития».
Вывод: Библии можно доверять, как достоверному научному источнику и
существование Бога не противоречит научным открытиям.
3.
Относительность опытных доказательств.
В науке всё проверяется опытным путем. Научным признаётся всё, что непосредственно
или опосредовано (через прибор или до-верие авторитету) познано людьми. Опыт
признаётся наиболее надежным критерием истинности, но на деле не всегда легко до-казать
достоверность опыта, правильность проведения экспери-мента и учесть все факторы,
определяющие результат. Наконец, результаты опыта часто можно истолковать
произвольно. В этом заключается относительность опытных доказательств.
Первое, что мы должны принять, что не все реально существу-ющее легко рационально
доказать. Так уже сразу человека можно поставить в тупик просьбой доказать, что стоящий
рядом с ним стул, реально существует, так как закрыв глаза, человек его уже не видит. Если
зрение – критерий существования, то существует ли вообще что-то для слепых. Так же просто
опровергается обра-щение и к другим органам чувств. Должна быть вера в то, что объект
существует независимо от восприятия, ибо доказать это невозможно. И такая вера
допустима в науке. Человек верит в существование многих вещей, которые он никогда не
видел и не воспринимал непосредственно каким-либо другим способом: дру-гие галактики,
субатомарный мир и так далее. Что же касается науки, то:
•
У современной науки в арсенале нет ни одного серьезного доказательства небытия
Бога, то есть его явного реального отсутствия.
•
У современной науки есть множество открытий, которые не доказывают существование
Бога, но и не противоречат ему (открытие электричества, рентгеновских лучей,
радиоволн, всемирное тяготение)
•
У современной науки есть множество открытий, которые могут свидетельствовать о
существовании Бога: гармония космоса, целесообразность устройства живых
организмов, четкая классификация видов и подвидов, наличие духовных феноменов, не
объяснимых с точки зрения науки.
Вывод: Доказательствами в полном смысле слова являются лишь доказательства
в математике и логике, сомнения, в ис-тинности которых практически исключены. Но
эти доказа-тельства имеют дело с идеальными понятиями, символами, и ничего
общего не имеют с реальными объектами. Опытные доказательства уже не имеют
такой силы логической убеди-тельности. В области физических явлений труднее
достичь математической очевидности. Еще труднее доказывать что-либо в
исторической области, а также в философских и ми-ровоззренческих вопросах. К
последним относится и вопрос о бытии Бога.
4.
У всякого явления должна была быть причина его появ-ления. (Причинно-
следственный метод)
Можно предположить, что весь реально существующий мир есть следствие или
результат, который имеет или имел в прошлом при-чину для появления. Например: почки на
деревьях появляются в результате наступления весеннего тепла, весна наступает в резуль-
тате более активного прогревания земли солнцем, а это результат того, что Земля имеет
наклонную ось, и так далее. Тогда возможно использование закона причины и следствия,
разработанного еще древними (в частности, Аристотелем): «Каждая вещь в мире и вся
Вселенная в целом имеет причину своего существования, но про-должать эту цепочку
причин до бесконечности нельзя – где-то должна быть Первопричина, которая уже не
обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, "повиса-ет в
воздухе".
Первопричина безграничного пространства должна быть беско-нечной. Первопричина
бесконечного времени должна быть веч-ной. Первопричина безграничной энергии должна
быть всемогу-щей. Первопричина безграничной упорядоченности должна быть всеведущей.
Первопричина любви должна быть любящей. Перво-причина жизни должна быть живой.
Первопричина духовно-сти человека сама должна быть духовной.
Вывод: если наука признает, что Вселенная бесконечна, вечна, ра-зумна, едина,
обладает колоссальной энергией, упорядочена, живая, следовательно, первопричина
мироздания должна быть бесконеч-ным, вечным, всемогущим, всеведущим,
вездесущим, личност-ным, целенаправленным, святым, любящим, живым духовным
существом! Понятно, что такой беспричинной причиной мо-жет является только Бог.
Он духовен, то есть находится вне времени и пространства, Он не возникает, а
существует веч-но, являясь не причиной в физическом значении этого слова, но
Создателем видимой Вселенной и её законов.
5.
Благодаря чему всё, что существует в мире - существу-ет? (Экзистенциальный
аргумент)
Почему все, что есть во Вселенной, скорее есть, чем нет? Ведь как создавать что-либо,
так и поддерживать существование чего бы то ни было куда сложнее, чем вообще ничего не
иметь. К при-меру, чтобы ваш сад был ухоженным и красивым, за ним нужно ухаживать:
регулярно вскапывать, засаживать, пропалывать, по-ливать и т.д. Если этого не делать, сад
зарастет сорняками, одича-ет и превратится в одичалый и заброшенный пустырь.
Другими словами, существование любой вещи или структуры требует непрерывных
затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается и прекращается её приток извне,
структура разруша-ется. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму
началу термодинамики, согласно которому все звёзды во Вселенной должны были бы давно
погаснуть и даже атомы – рас-пасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты,
приро-да существовала вечно. Так почему же она все-таки существует как БЫТИЕ, как
прекрасный и чудесный Космос? Несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с
тех пор поддержи-вается Им. Этот Творец – Бог, о котором сэр Исаак Ньютон ска-зал: "Он
пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституи-рует длительность времени и
пространства". Вывод: чтобы во Вселенной был порядок, нужно, чтобы Кто-то,
обладающий колоссальной энергией и разумом, контролировал её.
6.
Жизнь на Земле возможна благодаря наличию особых, пригодных для
человека условий. (Антропный принцип)
Земля имеет совершенный размер. Размер Земли и соответ-ствующая сила тяготения
удерживает тонкий слой преимуще-ственно азота и кислорода, который распространяется
лишь на 80-100 км над поверхностью Земли. Если бы Земля была меньше, существование
атмосферы на ней было бы невозможно, так как на планете Меркурий. Если бы Земля была
больше, то ее атмосфе-ра содержала бы свободный водород, как на Юпитере. Земля — это
единственная известная нам планета, которая снабжена атмо-сферой, содержащей
необходимый состав газов для поддержания растительной, животной и человеческой жизни.
Земля расположена на правильном расстоянии от Солнца. Известно, что перепады
температуры колеблются от -30 до 120 градусов по шкале Фаренгейта. Если бы Земля
располагалась хоть немного дальше от Солнца, мы бы замерзли. Если ближе - сгорели бы.
Даже незначительное отклонение в положении Земли по от-ношению к Солнцу сделало бы
жизнь на Земле невозможной. Зем-ля сохраняет данное идеальное расстояние от Солнца,
вращаясь при этом вокруг Солнца на скорости около 67 000 миль в час. К тому же, она
вращается на своей оси, позволяя поверхности Земли достаточно прогреваться и
охлаждаться каждый день. Вывод: Все физические и климатические условия Земли
свидетель-ствуют: Земля была специально создана Богом для полно-ценной жизни
человека.
7.
У всех народов существуют представления о Боге, как Сверхсуществе,
обладающем идеальными качествами и до-стойным поклонения.
Плутарх: «Обойди все страны, ты можешь найти города без стен, без письменности, без
правителей, без дворцов, без бо-гатств, без монеты, но никто не видел еще города,
лишенного храмов и богов, города, в котором не воссылались бы молитвы, где не клялись бы
именем божества…» .
Бытие Бога является фактом, проверенным "еще и еще" огромное число раз. Люди
разных исторических эпох, с глубокой древности и до наших дней различных рас,
национальностей, языков, культур, уровней образования и воспитания, часто ничего не зная
друг о друге, с поразительным единодушием свидетель-ствуют о реальном, невыразимом,
глубочайшем личном пережива-нии Бога - именно переживании Бога, а не просто "чего-то
сверхъ-естественного", мистического. При этом одно обстоятельство сближает все эти
свидетельства, делает их несомненными науч-ными фактами это совершенно конкретные и
принципиально од-нозначные условия опыта познания Бога. В Евангелии оно выра-жено
кратко и ясно: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" , то есть только когда человек
приготовил своё сердце к восприятию Бога – Бог открывается ему.
Вывод: идея существования Бога присуща всякому человек, не противоречит его
природе, но поверить в Бога может только человек, кто приготовил сердце к Его
восприятию.
8. Окружающий нас мир необычайно красив, а кроме челове-ка больше
наслаждаться им некому. (Эстетический аргу-мент).
В природе существует сверхъестественная красота звезд-ного неба, закатов и рассветов,
Северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства прекрасных тел
жи-вых существ, которая будто специально предназначена для эсте-тического наслаждения
разумного существа - человека – потому что помимо него в самой природе созерцать ее
просто некому. Ни одно животное в мире не наслаждается красотой. Роберт Бойль
испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: «Когда я изучаю
книгу природы…то часто принужден воскликнуть: О, сколь многообразны Твои творения,
Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!» Вывод: Красота окружаю-щего мира
создана для любования ею человеком. Многие ор-ганы чувств человека устроены так,
чтобы наслаждаться этой красотой во всей полноте. Значит, Тот, кто об этом по-
заботился очень любит самого человека.
9. Анализ Бога через подобие.
Чтобы понять какой-то объект, надо обладать инструментом для его познания. Чтобы
увидеть - надо видеть. Чтобы услышать – надо слышать. Чтобы понюхать – надо обонять.
Чтобы понять вечность Бога – надо быть вечным. Чтобы понять его бесконеч-ность – надо
быть бесконечным. Чтобы понять всю Его полноту: вечность, бесконечность,
всемогущество, всеведение, святость надо и самому обладать этими качествами. Человеку
это не дано. Это ему придется принять на веру, как и многое в науке.
Бог есть дух, поэтому понять его через систему материальных дока-зательств сложно.
Бог трансцендентен, то есть за пределами чело-веческого сознания и понимания. Но
человек не только – тело, не только материален, но и духовен, поэтому духовно принять Бога
легче. Понять в Боге мы можем только то, чем обладаем сами: Бог есть духов-ная личность,
он обладает такими личностными качествами как любовь, сострадание, милосердие,
прощение, интеллект, воля, ревность, гнев, скорбь, переживание, свобода, радость. Мы тоже
этим обладаем и через систему схожих чувств нам проще понять, что Бог чувствует, как Он
от-носится к нам, что Его огорчает и что радует. Библия приводит много примеров
проявления Богом этих своих личностных характеристик: «Бог есть любовь», «Бог не
человек, чтобы Ему лгать, и не сын человече-ский, чтоб Ему изменяться», «Как утешает кого-
либо мать его, так утешу Я (Бог) вас, и вы будете утешены», «Любовью вечною Я (Бог)
возлюбил тебя». Вывод: признавая Бога совершенной и любя-щей нас личностью, по
образу и подобию которого мы были созданы, нам легче понять своё земное
предназначение: про-славить Бога своей жизнью, отразить Его черты в нашей
личности.
10. Если Бога нет, значит, нет и духовного мира. Но почему в истории так много
духовных феноменов: ясновидение, про-рочества, одержимости, сглаза, приворота?
Несомненным доказательством бытия Бога является регулярное появление в истории
человечества духовных феноменов: великих святых и религиозных деятелей, которые
непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его
бытии. Это не только такие пророки, как, например, Моисей, Ис-айя, Иезекииль, постоянно
общавшиеся с Богом, но и праведники, озарявшие и направлявшие своим светом жизнь
людей во все времена: Федор Гааз, Мать Тереза, Александр Мень, Иоанн Крон-штадский. Бог
и сейчас обращается к нам, как и в далекие биб-лейские времена, - были бы глаза, чтобы
видеть и уши, чтобы слышать. Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то удаляем-ся, то
вновь пытаемся возвратиться к Нему. Феномены ясновиде-ния, пророчества и другие
доказывают наличие духовного мира, который научно никогда не будет объяснен. Вывод:
если есть духовный мир, значит есть и Тот, кто им управляет и создал законы его
существования. (список аргументов далеко не полный)
Заключение: Бог не только есть, но и хочет, чтобы Его иска-ли люди. Он личность
и желает общаться с человеком. Пове-рить в него возможно, если человек искренно
этого хочет. Когда человек поверил в Бога, то он уже не ищет доказа-тельств. Бог
говорит в Библии: «И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим. И
буду Я найден вами».
Если кого-то мои доводы не убедили, попробуйте сами провести подобную работу,
только начните ее словами: «Предположим, что Бога нет. Это подтверждают следующие
факты…» Поделитесь со мной своими от-крытиями, если у вас вообще это получиться.
Прокопишина Н.А., пре-подаватель социологии и философии,
Худякова С.А., студентка.
Предположим что Бог есть…
(аргументы в защиту тезиса существования Бога)