«Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но еще несчастны» Блез Паскаль, математик Однажды студент пришел в гости к своей бывшей школьной учительнице и вместо рассказа о своей жизни, он неожиданно за-дал ей такой вопрос: - Скажите, Анна Павловна, я знаю, что вы человек верующий. А могли бы вы мне просто, в нескольких словах доказать, что есть Бог? Только, пожалуйста, без всяких религиозных словечек, в ко-торых я ровным счетом ничего не понимаю. Меня давно мучает этот вопрос, но ответ я сам не могу найти. - Доказательства, Дима, вещь очень ненадежная. Кого-то они убеждают, кого-то нет. Доказательство – это процесс установле-ния истины, то есть собирание фактов в защиту твоего убеждения. Это вещь сложная и противоречивая. Вот, к примеру, скажи мне, что ты ел сегодня на завтрак? - Чай с бутербродом. - Докажи мне, что это правда. - Как я это могу доказать? Это было еще утром. - Вот видишь, такой простой факт, а доказать трудно. - А как ты ко мне пришел? По улице Грушевской или Восточной? - По Грушевской, конечно! - Ну почему же, конечно. Может ты хотел испытать свою смелость и прошелся один вечером по темной улице, по Восточной. Дока-жи, что ты пришел по Грушевской. - Я не могу этого сделать, меня никто из знакомых не видел. - А вот ещё, понюхай, как пахнут мои духи, а я от тебя отхожу, и ты их уже не слышишь. Докажи, что ты слышал запах моих духов. - Как все это понимать? Что вы мне хотите этим сказать? - Я хочу дать тебе понять, чтобы ты не искал конкретных и явных доказательств Бога. Сначала нужно, чтобы желание поверить в Него созрело в тебе самом. Тогда изменится твое отношение и к доказательствам о Его существовании. Ты начнешь мысленно со-единять одни факты с другими, будешь пытаться объяснить не-объяснимое с точки зрения Его существования. Относись к Богу как факту, представь, что Он есть и тебе осталось только убедить-ся в Его существовании. Тогда, ища Его всем сердцем и всем ра-зумом своим, ты будешь все больше и больше убеждаться в Его незримом присутствии в мире. Просто скажи: «Господи, помоги мне найти Тебя». У человека есть еще одно очень важное чувство, которое по-могает ему принять Бога, это чувство – интуиция. Она дает чело-веку не знание, а понимание вещей, явлений и событий. Потому главным доказательством в христианстве остается сам человек, в сердце своем встретившийся с Богом. Таким человеком был Иоанн, любимый ученик Христа, самый юный из Апостолов. Он не искал доказательств, как Фома, он принимал Христа сердцем.  А если же  эта встреча с Богом не произошла, то сознание человека закрыто для Бога, и никакие доказательства не помогут Его найти. Человек отрицает Бога только потому, что он лично так решил (то есть не хочет), но не из-за отсутствия доказательств. То-гда понятной становиться фраза «Бога нет, потому, что его не может быть». Для таких людей только 100% явное доказательство становится единственным критерием истины. - Вы предлагаете мне искать Бога, как уже известный факт? Так как будто я знаю наверняка, что Он есть и просто лишний раз убеждаюсь, анализируя факты? - Именно так. Я даю тебе задание собрать несколько фактов в за-щиту существования Бога с точки зрения человека знающего и любящего Его. Начни свой поиск со слов: «Предположим, что Бог есть. Это подтверждают следующие факты…» Потом мы встре-тимся еще, и ты покажешь мне всё, что ты сам себе доказал. _____________________________________________________________________ (прошло несколько месяцев, и Дима принес учительнице такие записи) «Предположим, что Бог есть. Это подтверждают следующие фак-ты…» 1. Многие ученые мира пришли к вере в Бога, занимаясь, наукой. Они являются научными экспертами (метод экспертных оценок). Артур Комптон (лауреат Нобелевской премии, физик): «Мне не трудно верить в Бога, потому что факт наличия плана, и, следова-тельно, разума, неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале Бог…». Макс Борн (заслуженный профессор физики Геттингенского университета, лауреат Нобелевской премии в области физики): «Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук, делает человека атеи-стом, вероятно, какие-то абсурдные люди». Фридрих, доктор Джон П. (главный химик департамента Агрикультуры США): «Добросовестный, объективный ученый, никогда не скажет, что Бога нет». В. Эльвинг Андерсон (доктор, профессор генетики Института Генетики, университет штата Миннесота) «Мой Искупитель Бог является также и Творцом Вселенной, и Он же - моя опора. Я вижу плоды Его ак-тивности в мире  природы, куда включена и генетика. Здесь я не вижу запретных зон в исследованиях». Вернер фон Браун (доктор,  американский конструктор ракетно-космической техники, один из основоположников современного ракетострое-ния): «Один из наиболее фундаментальных законов природы, под-твержденный наукой, заключается в том, что в физическом ми-ре нет ничего беспричинного. Просто невозможно себе предста-вить творение без Творца». Леон Ж. Ф. Винанд  (доктор, декан факультета естественных наук Льеж-ского Университета в Бельгии). «Когда вы узнаете, как удивительны и сложны явления в физике, вы увидите невозможность объяснить их теоретически. В природе этих вещей должно быть нечто ве-личественное и более могущественное, чем человеческий разум» Джеймс Двайт Дана (доктор, декан факультета геологии Принстонского Университета): «Я не знаю более точных данных о происхождении мира, чем те, которые находятся в Библии». Вывод: отвергать наличие Бога, значит отвергать очевидные научные факты. 2. Что мы явно наблюдаем в природе? 1. В природе четко просматривается план, логика, разумность, 2. В физическом мире нет ничего беспричинного, все суще-ствующее имеет цель и смысл; 3. Весь окружающий мир упорядочен и рационален; 4. Налицо единообразие основных законов природы, их неиз-менность с течением времени; 5. Природа не эволюционирует, её создание завершено; 6. Настоящих переходных форм в окаменелостях человека и животных нет, все, что найдено наукой, вызывает сомнение; 7. В прошлом на земле была глобальная катастрофа, которая привела к изменению климата на планете; 8. Тысячи лет назад жили динозавры, которые вымерли, 9. Человек обладает  духовной составляющей, душой; 10. Земля сохраняет свое место в космосе благодаря силе притяжения и отталкивания («земля подвешена ни на чем») 11. Ранее земная поверхность представляла собой единый материк, а в результате катастрофы раскололась на несколько частей; 12. Земля пополняется запасами воды, как с неба, так и из своих собственных подземных источников; 13. Вселенная обладает колоссальным запасом энергии; 14. Во Вселенной имеет место как живая, так и неживая материя. Приведенные факты не противоречат ни современной науке, ни Библейским взглядам. И.Ф. Гёте сказал: «Пусть мир прогрессирует и развивается сколько угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не сможет заменить Библию; она – основа всякого образования и всякого развития».  Вывод: Библии можно доверять, как достоверному научному источнику и существование Бога не противоречит научным открытиям. 3. Относительность опытных доказательств. В науке всё проверяется опытным путем. Научным признаётся всё, что непосредственно или опосредовано (через прибор или до-верие авторитету) познано людьми. Опыт признаётся наиболее надежным критерием истинности, но на деле не всегда легко до-казать достоверность опыта, правильность проведения экспери-мента и учесть все факторы, определяющие результат. Наконец, результаты опыта часто можно истолковать произвольно. В этом заключается относительность опытных доказательств. Первое, что мы должны принять, что не все реально существу-ющее легко рационально доказать. Так уже сразу человека можно поставить в тупик просьбой доказать, что стоящий рядом с ним стул, реально существует, так как закрыв глаза, человек его уже не видит. Если зрение – критерий существования, то существует ли вообще что-то для слепых. Так же просто опровергается обра-щение и к другим органам чувств. Должна быть вера в то, что объект существует независимо от восприятия, ибо доказать это невозможно. И такая вера допустима в науке. Человек верит в существование многих вещей, которые он никогда не видел и не воспринимал непосредственно каким-либо другим способом: дру-гие галактики, субатомарный мир и так далее. Что же касается науки, то: У современной науки в арсенале нет ни одного серьезного доказательства небытия Бога, то есть его явного реального отсутствия. У современной науки есть множество открытий, которые не доказывают существование Бога, но и не противоречат ему (открытие электричества, рентгеновских лучей, радиоволн, всемирное тяготение) У современной науки есть множество открытий, которые могут свидетельствовать о существовании Бога: гармония космоса, целесообразность устройства живых организмов, четкая классификация видов и подвидов, наличие духовных феноменов, не объяснимых с точки зрения науки. Вывод: Доказательствами в полном смысле слова являются лишь доказательства в математике и логике, сомнения, в ис-тинности которых практически исключены. Но эти доказа-тельства имеют дело с идеальными понятиями, символами, и ничего общего не имеют с реальными объектами. Опытные доказательства уже не имеют такой силы логической убеди-тельности. В области физических явлений труднее достичь математической очевидности. Еще труднее доказывать что-либо в исторической области, а также в философских и ми-ровоззренческих вопросах. К последним относится и вопрос о бытии Бога. 4. У всякого явления должна была быть причина его появ-ления. (Причинно- следственный метод) Можно предположить, что весь реально существующий мир есть следствие или результат, который имеет или имел в прошлом при-чину для появления. Например: почки на деревьях появляются в результате наступления весеннего тепла, весна наступает в резуль- тате более активного прогревания земли солнцем, а это результат того, что Земля имеет наклонную ось, и так далее. Тогда возможно использование закона причины и следствия, разработанного еще древними (в частности, Аристотелем): «Каждая вещь в мире и  вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но про-должать эту цепочку причин до бесконечности нельзя – где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, "повиса-ет в воздухе". Первопричина безграничного пространства должна быть беско-нечной. Первопричина бесконечного времени должна быть веч-ной. Первопричина безграничной энергии должна быть всемогу-щей. Первопричина безграничной упорядоченности должна быть всеведущей. Первопричина любви должна быть любящей. Перво-причина жизни должна быть живой. Первопричина духовно-сти человека сама должна быть духовной. Вывод: если  наука признает, что Вселенная бесконечна, вечна, ра-зумна, едина, обладает колоссальной энергией, упорядочена, живая, следовательно, первопричина мироздания должна быть бесконеч-ным, вечным, всемогущим, всеведущим, вездесущим, личност-ным, целенаправленным, святым, любящим, живым духовным существом! Понятно, что такой беспричинной причиной мо-жет является только Бог.  Он духовен, то есть находится вне времени и пространства, Он не возникает, а существует веч-но, являясь не причиной в физическом значении этого слова, но Создателем видимой Вселенной и её законов. 5. Благодаря чему всё, что существует в мире - существу-ет? (Экзистенциальный аргумент) Почему все, что есть во Вселенной, скорее есть, чем нет? Ведь как создавать что-либо, так и поддерживать существование чего бы то ни было куда сложнее, чем вообще ничего не иметь. К при-меру, чтобы ваш сад был ухоженным и красивым, за ним нужно ухаживать: регулярно вскапывать, засаживать, пропалывать, по-ливать и т.д. Если этого не делать, сад зарастет сорняками, одича-ет и превратится в одичалый и заброшенный пустырь. Другими словами, существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается и прекращается её приток извне, структура разруша-ется. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звёзды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы – рас-пасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты, приро-да существовала вечно. Так почему же она все-таки существует как БЫТИЕ, как прекрасный и чудесный Космос? Несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддержи-вается Им. Этот Творец – Бог, о котором сэр Исаак Ньютон ска-зал: "Он пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституи-рует длительность времени и пространства". Вывод: чтобы во Вселенной был порядок, нужно, чтобы Кто-то, обладающий колоссальной энергией и разумом, контролировал её. 6. Жизнь на Земле возможна благодаря наличию особых, пригодных для человека условий. (Антропный принцип) Земля имеет совершенный размер. Размер Земли и соответ-ствующая сила тяготения удерживает тонкий слой преимуще-ственно азота и кислорода, который распространяется лишь на 80-100 км над поверхностью Земли. Если бы Земля была меньше, существование атмосферы на ней было бы невозможно, так как на планете Меркурий. Если бы Земля была больше, то ее атмосфе-ра содержала бы свободный водород, как на Юпитере. Земля — это единственная известная нам планета, которая снабжена атмо-сферой, содержащей необходимый состав газов для поддержания растительной, животной и человеческой жизни. Земля расположена на правильном расстоянии от Солнца. Известно, что перепады температуры колеблются от -30 до 120 градусов по шкале Фаренгейта. Если бы Земля располагалась  хоть немного дальше от Солнца, мы бы замерзли. Если ближе - сгорели бы. Даже незначительное отклонение в положении Земли по от-ношению к Солнцу сделало бы жизнь на Земле невозможной. Зем-ля сохраняет данное идеальное расстояние от Солнца, вращаясь при этом вокруг Солнца на скорости около 67 000 миль в час. К тому же, она вращается на своей оси, позволяя поверхности Земли достаточно прогреваться и охлаждаться каждый день. Вывод: Все физические и климатические условия Земли свидетель-ствуют: Земля была специально создана Богом для полно-ценной жизни человека. 7. У всех народов существуют представления о Боге, как Сверхсуществе, обладающем идеальными качествами и до-стойным поклонения. Плутарх:  «Обойди все страны, ты можешь найти города без стен, без письменности, без правителей, без дворцов, без бо-гатств, без монеты, но никто не видел еще города, лишенного храмов и богов, города, в котором не воссылались бы молитвы, где не клялись бы именем божества…» . Бытие Бога является фактом, проверенным "еще и еще" огромное число раз. Люди разных исторических эпох, с глубокой древности и до наших дней различных рас, национальностей, языков, культур, уровней образования и воспитания, часто ничего не зная друг о друге, с поразительным единодушием свидетель-ствуют о реальном, невыразимом, глубочайшем личном пережива-нии Бога - именно переживании Бога, а не просто "чего-то сверхъ-естественного", мистического. При этом одно обстоятельство сближает все эти свидетельства, делает их несомненными науч-ными фактами это совершенно конкретные и принципиально од-нозначные условия опыта познания Бога. В Евангелии оно выра-жено кратко и ясно: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" , то есть только когда человек приготовил своё сердце к восприятию Бога – Бог открывается ему. Вывод: идея существования Бога присуща всякому человек, не противоречит его природе, но поверить в Бога может только человек, кто приготовил сердце к Его восприятию. 8. Окружающий нас мир необычайно красив, а кроме челове-ка больше наслаждаться им некому. (Эстетический аргу-мент). В природе существует сверхъестественная красота звезд-ного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин  природы, совершенного устройства прекрасных тел жи-вых существ, которая будто  специально предназначена для эсте-тического наслаждения разумного  существа - человека – потому что помимо него в самой природе созерцать ее  просто некому. Ни одно животное в мире не наслаждается красотой. Роберт Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: «Когда я изучаю книгу  природы…то часто принужден воскликнуть: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!»  Вывод: Красота окружаю-щего мира создана для любования ею человеком. Многие ор-ганы чувств человека устроены так, чтобы наслаждаться этой красотой во всей полноте. Значит, Тот, кто об этом по- заботился очень любит самого человека. 9.  Анализ Бога через подобие. Чтобы понять какой-то объект, надо обладать инструментом для его познания. Чтобы увидеть  - надо видеть. Чтобы услышать – надо слышать. Чтобы понюхать – надо обонять. Чтобы понять вечность Бога – надо быть вечным. Чтобы понять его бесконеч-ность – надо быть бесконечным. Чтобы  понять всю Его полноту: вечность, бесконечность, всемогущество, всеведение, святость надо и самому обладать этими качествами. Человеку это не дано. Это ему придется принять на веру, как и многое в науке. Бог есть дух, поэтому понять его через систему материальных дока-зательств сложно. Бог трансцендентен, то есть  за пределами чело-веческого сознания и понимания. Но человек не только – тело, не только материален, но и духовен, поэтому духовно принять Бога легче. Понять в Боге мы можем только то, чем обладаем сами: Бог есть духов-ная личность, он обладает такими личностными качествами как любовь, сострадание, милосердие, прощение, интеллект, воля, ревность, гнев, скорбь, переживание, свобода, радость. Мы тоже этим обладаем и через систему схожих чувств нам проще понять, что Бог чувствует, как Он  от-носится к нам, что Его огорчает и что радует. Библия приводит много примеров проявления Богом этих своих личностных характеристик: «Бог есть любовь», «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человече-ский, чтоб Ему изменяться», «Как утешает кого- либо мать его, так утешу Я (Бог) вас, и вы будете утешены», «Любовью вечною Я (Бог) возлюбил тебя». Вывод: признавая Бога совершенной и любя-щей нас личностью, по образу и подобию которого мы были созданы, нам легче понять своё земное предназначение: про-славить Бога своей жизнью, отразить Его черты в нашей личности. 10. Если Бога нет, значит, нет и духовного мира. Но почему в истории так много духовных феноменов: ясновидение, про-рочества, одержимости, сглаза, приворота? Несомненным доказательством бытия Бога является регулярное появление в истории человечества духовных феноменов: великих святых и религиозных деятелей, которые непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его бытии. Это не только такие пророки, как, например, Моисей, Ис-айя, Иезекииль, постоянно общавшиеся с Богом, но и праведники, озарявшие и направлявшие своим светом жизнь людей во все времена: Федор Гааз, Мать Тереза, Александр Мень, Иоанн Крон-штадский. Бог и сейчас обращается к нам, как и в далекие биб-лейские времена, - были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать. Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то удаляем-ся, то вновь пытаемся возвратиться к Нему. Феномены ясновиде-ния, пророчества и другие доказывают наличие духовного мира, который научно никогда не будет объяснен.  Вывод: если есть духовный мир, значит есть и Тот, кто им управляет и создал законы его существования. (список аргументов далеко не полный)  Заключение: Бог не только есть, но и хочет, чтобы Его иска-ли люди. Он личность и желает общаться с человеком. Пове-рить в него возможно, если человек искренно этого хочет. Когда человек поверил в Бога, то он уже не ищет доказа-тельств. Бог говорит в Библии: «И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами». Если кого-то мои доводы не убедили, попробуйте сами провести подобную работу, только начните ее словами: «Предположим, что  Бога нет. Это подтверждают следующие факты…» Поделитесь со мной своими от-крытиями, если у вас вообще это получиться. Прокопишина Н.А., пре-подаватель социологии и философии, Худякова С.А., студентка.

Предположим что Бог есть…

(аргументы в защиту тезиса существования Бога)
«Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но еще несчастны» Блез Паскаль, математик Однажды студент пришел в гости к своей бывшей школьной учительнице и вместо рассказа о своей жизни, он неожиданно за-дал ей такой вопрос: - Скажите, Анна Павловна, я знаю, что вы человек верующий. А могли бы вы мне просто, в нескольких словах доказать, что есть Бог? Только, пожалуйста, без всяких религиозных словечек, в ко-торых я ровным счетом ничего не понимаю. Меня давно мучает этот вопрос, но ответ я сам не могу найти. - Доказательства, Дима, вещь очень ненадежная. Кого-то они убеждают, кого-то нет. Доказательство – это процесс установле-ния истины, то есть собирание фактов в защиту твоего убеждения. Это вещь сложная и противоречивая. Вот, к примеру, скажи мне, что ты ел сегодня на завтрак? - Чай с бутербродом. - Докажи мне, что это правда. - Как я это могу доказать? Это было еще утром. - Вот видишь, такой простой факт, а доказать трудно. - А как ты ко мне пришел? По улице Грушевской или Восточной? - По Грушевской, конечно! - Ну почему же, конечно. Может ты хотел испытать свою смелость и прошелся один вечером по темной улице, по Восточной. Дока-жи, что ты пришел по Грушевской. - Я не могу этого сделать, меня никто из знакомых не видел. - А вот ещё, понюхай, как пахнут мои духи, а я от тебя отхожу, и ты их уже не слышишь. Докажи, что ты слышал запах моих духов. - Как все это понимать? Что вы мне хотите этим сказать? - Я хочу дать тебе понять, чтобы ты не искал конкретных и явных доказательств Бога. Сначала нужно, чтобы желание поверить в Него созрело в тебе самом. Тогда изменится твое отношение и к доказательствам о Его существовании. Ты начнешь мысленно со-единять одни факты с другими, будешь пытаться объяснить не-объяснимое с точки зрения Его существования. Относись к Богу как факту, представь, что Он есть и тебе осталось только убедить-ся в Его существовании. Тогда, ища Его всем сердцем и всем ра-зумом своим, ты будешь все больше и больше убеждаться в Его незримом присутствии в мире. Просто скажи: «Господи, помоги мне найти Тебя». У человека есть еще одно очень важное чувство, которое по-могает ему принять Бога, это чувство – интуиция. Она дает чело-веку не знание, а понимание вещей, явлений и событий. Потому главным доказательством в христианстве остается сам человек, в сердце своем встретившийся с Богом. Таким человеком был Иоанн, любимый ученик Христа, самый юный из Апостолов. Он не искал доказательств, как Фома, он принимал Христа сердцем.  А если же  эта встреча с Богом не произошла, то сознание человека закрыто для Бога, и никакие доказательства не помогут Его найти. Человек отрицает Бога только потому, что он лично так решил (то есть не хочет), но не из-за отсутствия доказательств. То-гда понятной становиться фраза «Бога нет, потому, что его не может быть». Для таких людей только 100% явное доказательство становится единственным критерием истины. - Вы предлагаете мне искать Бога, как уже известный факт? Так как будто я знаю наверняка, что Он есть и просто лишний раз убеждаюсь, анализируя факты? - Именно так. Я даю тебе задание собрать несколько фактов в за-щиту существования Бога с точки зрения человека знающего и любящего Его. Начни свой поиск со слов: «Предположим, что Бог есть. Это подтверждают следующие факты…» Потом мы встре-тимся еще, и ты покажешь мне всё, что ты сам себе доказал. ___________________________________________________ __________________ (прошло несколько месяцев, и Дима принес учительнице такие записи) «Предположим, что Бог есть. Это подтверждают следующие фак-ты…» 1. Многие ученые мира пришли к вере в Бога, занимаясь, наукой. Они являются научными экспертами (метод экспертных оценок). Артур Комптон (лауреат Нобелевской премии, физик): «Мне не трудно верить в Бога, потому что факт наличия плана, и, следова-тельно, разума, неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале Бог…». Макс Борн (заслуженный профессор физики Геттингенского университета, лауреат Нобелевской премии в области физики): «Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук, делает человека атеи-стом, вероятно, какие-то абсурдные люди». Фридрих, доктор Джон П. (главный химик департамента Агрикультуры США): «Добросовестный, объективный ученый, никогда не скажет, что Бога нет». В. Эльвинг Андерсон (доктор, профессор генетики Института Генетики, университет штата Миннесота) «Мой Искупитель Бог является также и Творцом Вселенной, и Он же - моя опора. Я вижу плоды Его ак-тивности в мире  природы, куда включена и генетика. Здесь я не вижу запретных зон в исследованиях». Вернер фон Браун (доктор,  американский конструктор ракетно-космической техники, один из основоположников современного ракетострое- ния): «Один из наиболее фундаментальных законов природы, под-твержденный наукой, заключается в том, что в физическом ми-ре нет ничего беспричинного. Просто невозможно себе предста-вить творение без Творца». Леон Ж. Ф. Винанд  (доктор, декан факультета естественных наук Льеж-ского Университета в Бельгии). «Когда вы узнаете, как удивительны и сложны явления в физике, вы увидите невозможность объяснить их теоретически. В природе этих вещей должно быть нечто ве- личественное и более могущественное, чем человеческий разум» Джеймс Двайт Дана (доктор, декан факультета геологии Принстонского Университета): «Я не знаю более точных данных о происхождении мира, чем те, которые находятся в Библии». Вывод: отвергать наличие Бога, значит отвергать очевидные научные факты. 2. Что мы явно наблюдаем в природе? 1. В природе четко просматривается план, логика, разумность, 2. В физическом мире нет ничего беспричинного, все суще-ствующее имеет цель и смысл; 3. Весь окружающий мир упорядочен и рационален; 4. Налицо единообразие основных законов природы, их неиз-менность с течением времени; 5. Природа не эволюционирует, её создание завершено; 6. Настоящих переходных форм в окаменелостях человека и животных нет, все, что найдено наукой, вызывает сомнение; 7. В прошлом на земле была глобальная катастрофа, которая привела к изменению климата на планете; 8. Тысячи лет назад жили динозавры, которые вымерли, 9. Человек обладает  духовной составляющей, душой; 10. Земля сохраняет свое место в космосе благодаря силе притяжения и отталкивания («земля подвешена ни на чем») 11. Ранее земная поверхность представляла собой единый материк, а в результате катастрофы раскололась на несколько частей; 12. Земля пополняется запасами воды, как с неба, так и из своих собственных подземных источников; 13. Вселенная обладает колоссальным запасом энергии; 14. Во Вселенной имеет место как живая, так и неживая материя. Приведенные факты не противоречат ни современной науке, ни Библейским взглядам. И.Ф. Гёте сказал: «Пусть мир прогрессирует и развивается сколько угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не сможет заменить Библию; она – основа всякого образования и всякого развития».  Вывод: Библии можно доверять, как достоверному научному источнику и существование Бога не противоречит научным открытиям. 3. Относительность опытных доказательств. В науке всё проверяется опытным путем. Научным признаётся всё, что непосредственно или опосредовано (через прибор или до-верие авторитету) познано людьми. Опыт признаётся наиболее надежным критерием истинности, но на деле не всегда легко до-казать достоверность опыта, правильность проведения экспери-мента и учесть все факторы, определяющие результат. Наконец, результаты опыта часто можно истолковать произвольно. В этом заключается относительность опытных доказательств. Первое, что мы должны принять, что не все реально существу-ющее легко рационально доказать. Так уже сразу человека можно поставить в тупик просьбой доказать, что стоящий рядом с ним стул, реально существует, так как закрыв глаза, человек его уже не видит. Если зрение – критерий существования, то существует ли вообще что-то для слепых. Так же просто опровергается обра- щение и к другим органам чувств. Должна быть вера в то, что объект существует независимо от восприятия, ибо доказать это невозможно. И такая вера допустима в науке. Человек верит в существование многих вещей, которые он никогда не видел и не воспринимал непосредственно каким-либо другим способом: дру-гие галактики, субатомарный мир и так далее. Что же касается науки, то: У современной науки в арсенале нет ни одного серьезного доказательства небытия Бога, то есть его явного реального отсутствия. У современной науки есть множество открытий, которые не доказывают существование Бога, но и не противоречат ему (открытие электричества, рентгеновских лучей, радиоволн, всемирное тяготение) У современной науки есть множество открытий, которые могут свидетельствовать о существовании Бога: гармония космоса, целесообразность устройства живых организмов, четкая классификация видов и подвидов, наличие духовных феноменов, не объяснимых с точки зрения науки. Вывод: Доказательствами в полном смысле слова являются лишь доказательства в математике и логике, сомнения, в ис-тинности которых практически исключены. Но эти доказа-тельства имеют дело с идеальными понятиями, символами, и ничего общего не имеют с реальными объектами. Опытные доказательства уже не имеют такой силы логической убеди-тельности. В области физических явлений труднее достичь математической очевидности. Еще труднее доказывать что-либо в исторической области, а также в философских и ми-ровоззренческих вопросах. К последним относится и вопрос о бытии Бога. 4. У всякого явления должна была быть причина его появ-ления. (Причинно- следственный метод) Можно предположить, что весь реально существующий мир есть следствие или результат, который имеет или имел в прошлом при-чину для появления. Например: почки на деревьях появляются в результате наступления весеннего тепла, весна наступает в резуль-тате более активного прогревания земли солнцем, а это результат того, что Земля имеет наклонную ось, и так далее. Тогда возможно использование закона причины и следствия, разработанного еще древними (в частности, Аристотелем): «Каждая вещь в мире и  вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но про-должать эту цепочку причин до бесконечности нельзя – где- то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, "повиса-ет в воздухе". Первопричина безграничного пространства должна быть беско-нечной. Первопричина бесконечного времени должна быть веч-ной. Первопричина безграничной энергии должна быть всемогу-щей. Первопричина безграничной упорядоченности должна быть всеведущей. Первопричина любви должна быть любящей. Перво-причина жизни должна быть живой. Первопричина духовно-сти человека сама должна быть духовной. Вывод: если  наука признает, что Вселенная бесконечна, вечна, ра-зумна, едина, обладает колоссальной энергией, упорядочена, живая, следовательно, первопричина мироздания должна быть бесконеч-ным, вечным, всемогущим, всеведущим, вездесущим, личност-ным, целенаправленным, святым, любящим, живым духовным существом! Понятно, что такой беспричинной причиной мо-жет является только Бог.  Он духовен, то есть находится вне времени и пространства, Он не возникает, а существует веч-но, являясь не причиной в физическом значении этого слова, но Создателем видимой Вселенной и её законов. 5. Благодаря чему всё, что существует в мире - существу-ет? (Экзистенциальный аргумент) Почему все, что есть во Вселенной, скорее есть, чем нет? Ведь как создавать что-либо, так и поддерживать существование чего бы то ни было куда сложнее, чем вообще ничего не иметь. К при- меру, чтобы ваш сад был ухоженным и красивым, за ним нужно ухаживать: регулярно вскапывать, засаживать, пропалывать, по-ливать и т.д. Если этого не делать, сад зарастет сорняками, одича-ет и превратится в одичалый и заброшенный пустырь. Другими словами, существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается и прекращается её приток извне, структура разруша- ется. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звёзды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы – рас-пасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты, приро-да существовала вечно. Так почему же она все-таки существует как БЫТИЕ, как прекрасный и чудесный Космос? Несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддержи-вается Им. Этот Творец – Бог, о котором сэр Исаак Ньютон ска-зал: "Он пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституи-рует длительность времени и пространства". Вывод: чтобы во Вселенной был порядок, нужно, чтобы Кто-то, обладающий колоссальной энергией и разумом, контролировал её. 6. Жизнь на Земле возможна благодаря наличию особых, пригодных для человека условий. (Антропный принцип) Земля имеет совершенный размер. Размер Земли и соответ-ствующая сила тяготения удерживает тонкий слой преимуще-ственно азота и кислорода, который распространяется лишь на 80-100 км над поверхностью Земли. Если бы Земля была меньше, существование атмосферы на ней было бы невозможно, так как на планете Меркурий. Если бы Земля была больше, то ее атмосфе-ра содержала бы свободный водород, как на Юпитере. Земля — это единственная известная нам планета, которая снабжена атмо-сферой, содержащей необходимый состав газов для поддержания растительной, животной и человеческой жизни. Земля расположена на правильном расстоянии от Солнца. Известно, что перепады температуры колеблются от -30 до 120 градусов по шкале Фаренгейта. Если бы Земля располагалась  хоть немного дальше от Солнца, мы бы замерзли. Если ближе - сгорели бы. Даже незначительное отклонение в положении Земли по от-ношению к Солнцу сделало бы жизнь на Земле невозможной. Зем-ля сохраняет данное идеальное расстояние от Солнца, вращаясь при этом вокруг Солнца на скорости около 67 000 миль в час. К тому же, она вращается на своей оси, позволяя поверхности Земли достаточно прогреваться и охлаждаться каждый день. Вывод: Все физические и климатические условия Земли свидетель- ствуют: Земля была специально создана Богом для полно-ценной жизни человека. 7. У всех народов существуют представления о Боге, как Сверхсуществе, обладающем идеальными качествами и до- стойным поклонения. Плутарх:  «Обойди все страны, ты можешь найти города без стен, без письменности, без правителей, без дворцов, без бо-гатств, без монеты, но никто не видел еще города, лишенного храмов и богов, города, в котором не воссылались бы молитвы, где не клялись бы именем божества…» . Бытие Бога является фактом, проверенным "еще и еще" огромное число раз. Люди разных исторических эпох, с глубокой древности и до наших дней различных рас, национальностей, языков, культур, уровней образования и воспитания, часто ничего не зная друг о друге, с поразительным единодушием свидетель-ствуют о реальном, невыразимом, глубочайшем личном пережива-нии Бога - именно переживании Бога, а не просто "чего-то сверхъ-естественного", мистического. При этом одно обстоятельство сближает все эти свидетельства, делает их несомненными науч-ными фактами это совершенно конкретные и принципиально од- нозначные условия опыта познания Бога. В Евангелии оно выра-жено кратко и ясно: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" , то есть только когда человек приготовил своё сердце к восприятию Бога – Бог открывается ему. Вывод: идея существования Бога присуща всякому человек, не противоречит его природе, но поверить в Бога может только человек, кто приготовил сердце к Его восприятию. 8. Окружающий нас мир необычайно красив, а кроме челове-ка больше наслаждаться им некому. (Эстетический аргу- мент). В природе существует сверхъестественная красота звезд-ного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин  природы, совершенного устройства прекрасных тел жи-вых существ, которая будто  специально предназначена для эсте-тического наслаждения разумного  существа - человека – потому что помимо него в самой природе созерцать ее  просто некому. Ни одно животное в мире не наслаждается красотой. Роберт Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: «Когда я изучаю книгу  природы…то часто принужден воскликнуть: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!»  Вывод: Красота окружаю-щего мира создана для любования ею человеком. Многие ор-ганы чувств человека устроены так, чтобы наслаждаться этой красотой во всей полноте. Значит, Тот, кто об этом по-заботился очень любит самого человека. 9.  Анализ Бога через подобие. Чтобы понять какой-то объект, надо обладать инструментом для его познания. Чтобы увидеть  - надо видеть. Чтобы услышать – надо слышать. Чтобы понюхать – надо обонять. Чтобы понять вечность Бога – надо быть вечным. Чтобы понять его бесконеч-ность – надо быть бесконечным. Чтобы  понять всю Его полноту: вечность, бесконечность, всемогущество, всеведение, святость надо и самому обладать этими качествами. Человеку это не дано. Это ему придется принять на веру, как и многое в науке. Бог есть дух, поэтому понять его через систему материальных дока-зательств сложно. Бог трансцендентен, то есть  за пределами чело- веческого сознания и понимания. Но человек не только – тело, не только материален, но и духовен, поэтому духовно принять Бога легче. Понять в Боге мы можем только то, чем обладаем сами: Бог есть духов-ная личность, он обладает такими личностными качествами как любовь, сострадание, милосердие, прощение, интеллект, воля, ревность, гнев, скорбь, переживание, свобода, радость. Мы тоже этим обладаем и через систему схожих чувств нам проще понять, что Бог чувствует, как Он  от-носится к нам, что Его огорчает и что радует. Библия приводит много примеров проявления Богом этих своих личностных характеристик: «Бог есть любовь», «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человече-ский, чтоб Ему изменяться», «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я (Бог) вас, и вы будете утешены», «Любовью вечною Я (Бог) возлюбил тебя». Вывод: признавая Бога совершенной и любя-щей нас личностью, по образу и подобию которого мы были созданы, нам легче понять своё земное предназначение: про-славить Бога своей жизнью, отразить Его черты в нашей личности. 10. Если Бога нет, значит, нет и духовного мира. Но почему в истории так много духовных феноменов: ясновидение, про-рочества, одержимости, сглаза, приворота? Несомненным доказательством бытия Бога является регулярное появление в истории человечества духовных феноменов: великих святых и религиозных деятелей, которые непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его бытии. Это не только такие пророки, как, например, Моисей, Ис-айя, Иезекииль, постоянно общавшиеся с Богом, но и праведники, озарявшие и направлявшие своим светом жизнь людей во все времена: Федор Гааз, Мать Тереза, Александр Мень, Иоанн Крон-штадский. Бог и сейчас обращается к нам, как и в далекие биб-лейские времена, - были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать. Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то удаляем-ся, то вновь пытаемся возвратиться к Нему. Феномены ясновиде-ния, пророчества и другие доказывают наличие духовного мира, который научно никогда не будет объяснен.  Вывод: если есть духовный мир, значит есть и Тот, кто им управляет и создал законы его существования. (список аргументов далеко не полный)  Заключение: Бог не только есть, но и хочет, чтобы Его иска-ли люди. Он личность и желает общаться с человеком. Пове-рить в него возможно, если человек искренно этого хочет. Когда человек поверил в Бога, то он уже не ищет доказа-тельств. Бог говорит в Библии: «И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами». Если кого-то мои доводы не убедили, попробуйте сами провести подобную работу, только начните ее словами: «Предположим, что  Бога нет. Это подтверждают следующие факты…» Поделитесь со мной своими от-крытиями, если у вас вообще это получиться. Прокопишина Н.А., пре-подаватель социологии и философии, Худякова С.А., студентка.

Предположим что Бог

есть…

(аргументы в защиту тезиса существования Бога)
Журнал “Спеши любить …” авторский журнал Натальи Прокопишиной
Журнал “Спеши любить …” авторский журнал Натальи Прокопишиной