"Чудеса относятся к категории очень малой вероятности, но, тем не менее,нет ничего невозможного". Валленфельс "Чудо находится в противоречии не с природой, а с тем, что нам известно о природе» Августин Блаженный Верите ли вы в чудеса? Некоторые люди убеждены, что в век электроники и развитой медицины верить в чудеса глупо и смешно. Однако чудеса случаются независимо от нашей веры в них и в мире по-прежнему встречаются явления и события, которые нельзя по иному обозначить, как только «чудо».  Давайте поразмышляем об этом явлении… Понятие аномальности в науке. В рамках науки третьего тысячелетия ненаучным является все то, что выходит за пределы установленных моделей, например наблюдение НЛО, телепатия, полтергейст, материализация, дематериализация, экстрасенсорика, воскресение из мертвых, превращение одного вещества в другое. Что же такое аномальность? Аномальность (греч. anomalia букв. «неровность») – отклонение от нормы, общей закономерности, несходство с обыкновенным, странность. Аномальные явления – соответственно явления, отклоняющиеся от общей закономерности, нормы. Их нельзя назвать неправильным явлением, так как эти явления, реально существуют, но пока не объяснены современной наукой. Как физиологическая особенность организма понятие аномальность воспринимается как неправильность, порок в организме и является верным утверждением, так как рано или поздно такое явление приводит организм к гибели. В истории науки можно сказать, что ВСЕ ученые занимались изучением аномальных явлений, то есть явлений, которые на определенном этапе воспринимались как ненаучные, аномальные. Мендель проводил опыты с наследственными признаками гороха, когда само явление еще не было никем изучено, то есть было именно аномальным. Первая диссертация Эйнштейна была отклонена как ненаучная, не имеющая достаточных доказательств. Позже он защитил эту диссертацию, «Теория относительности» которая перевернула всю научную картину мира и была признана всемирной наукой. Чудо – 1)  всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы, 2) в религиозных и мифологических представлениях сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной потусторонней силы, 3)нечто противоречащее научному представлению. В общепринятом понимании чудо – чрезвычайное, непостижимое и оттого удивительное событие. В религиозном сознании чудо, несомненно, связано с проявлением сверхъестественного, причём таким проявлением, которое нарушает привычный порядок вещей, ход событий, законы природы. Для сравнения можно привести определения чуда в трёх разных по времени и отношению к религии справочных изданиях. Дореволюционный «Полный православный богословский энциклопедический словарь»: «Чудо есть доступное внешнему наблюдению действие или событие сверхъестественное, но не противоестественное, производимое непосредственно силою Божиею для достижения важных религиозных целей на пути спасения» [1, стлб. 2370]. Словарь атеиста «Православие», 1988 г.: «Чудо – в религии – сверхъестественное, непостижимое событие, вызванное волей божьей и побеждающее законы природы ради достижения важной религиозной цели» [2, с. 262]. Современная электронная версия Британской Энциклопедии: «Чудо – необычное и удивительное событие, которое приписывается присутствию и действию предельной (ultimate) или божественной силы» [3]. Таким образом, все определения чуда исходят из того, что чудо – событие, происшествие, факт. От прочих событий оно отличается: 1) редкостью или даже уникальностью, 2) силой воздействия на сознание, 3) инаковостью по отношению к «естественным законам», то есть устойчивым, повторяющимся, систематически фиксируемым в опыте связям. Чудо не является нарушением физических или иных закономерностей. Оно является нарушением наличного опыта, сложившихся, устоявшихся представлений о мире – словом, опять-таки повседневной ситуации. Ведь когда происходит чудо, изменяется восприятие лишь одного фрагмента (элемента, момента) действительности, остальные же фрагменты, как и действительность в целом, сохраняют свою повседневную стабильность. Чудо обладает огромной силой воздействия на сознание. Оно поражает, потрясает, восхищает. С ним связаны наиболее острые переживания. Поэтому чудо всегда удивительно, и неслучайно во многих языках слово «чудо» этимологически связано со словом «удивление». Разумеется, не всё удивительное есть чудо. Но всякое чудо должно удивлять, иначе манифестация сверхъестественного может остаться незамеченной. В этом и кроется установка на сенсационность чуда: оно не должно остаться незамеченным, оно должно будоражить общественное мнение, о нём должны говорить, его должны ждать: либо в форме повторения, либо в форме новообразования. Только тогда оно будет воспринято как знамение, знак, символ сверхъестественной, превосходящей реальности.  Чудеса происходят не для того, чтобы поразвлекать маловерных, позабавить публику. Чудо – это событие, которое рождает и укрепляет веру, напоминает о Боге. В этом самая сущность и назначение чудес. Чудеса чаще случаются в жизни тех, кто в них верит, и чем больше верит, тем чаще они и случаются в виде чудесных исцелений или благоприятных событий. Проблема чудес. Как же нам относиться к чудесам, которые описывает Библия? Есть ли в царстве природы место для сверхъестественного? Ответ науки на этот вопрос обычно сводится к утверждению: чудеса невозможны. Вот уже почти двести лет большинство ученых и философов считают, что никакого количества свидетельств не будет достаточно, чтобы подтвердить факт чуда. Наблюдаемое событие, которое не имеет ясного натуралистического объяснения, как правило, отметается следующими способами: (1) наблюдения были неполны или ошибочны; (2) необъяснимый характер явления может быть обусловлен не сверхъестественными силами, а нашим ограниченным пониманием природных процессов; в силу статистического характера естественных явлений. Интересный исторический факт. В 1790 году около французского города Жюллек упал метеорит. Мэр составил протокол об этом событии, который подписали 300 свидетелей. И послал в Парижскую академию. Вместо благодарности парижская Академия составила объемистый трактат «Об абсурдности падения камней с неба», и приняла специальное постановление по этому поводу. Многие музеи выбросили метеориты из своих коллекций, чтобы не сделать музей посмешищем. А один из академиков, Делюк, заявил: «если даже такой камень упадет у меня перед ногами, и я вынужден буду признать, что я его видел, я добавлю, что поверить в это я не могу.» Другой академик, Годен, добавил, что «подобные факты лучше отрицать, чем опускаться до попыток объяснить их». Почему же почетные академики объявили войну метеоритам? «Согласно поверьям невежественных людей, камни с неба посылает Бог. А раз Бога нет – значит, не может быть и камней с неба» - постановили парижские академики. Что наука объяснить не в силах – то она отвергает, чтобы не «опозориться, признав свое непонимание процессов и явлений». Теперь же о метеоритах слышал любой школьник, а процитированная фраза стала символом особого явления - "научной тупости", стремящейся отмахнуться от всего, что не вписывается в стройную картину мира академической науки. Если называть чудом все то, что непознанно и необъяснимо с точки зрения современной науки, то тогда мир полон чудес, так как познанного и понятного неизмеримо меньше. В мире собрано много информации о разного рода явлениях, приписываемых к категории чудес. Вот лишь некоторые из них. Кресты из света. В 1988 г. пылающие кресты света внезапно появились в оконных стеклах домов в Лос-Анджелесском пригороде Эль-Монте-Карло, штат Калифорния, США. Этот феномен распространился  и на многие другие страны: Австралию, Новую Зеландию, Индию, Филиппины, Великобританию и Германию. Свидетели говорили, что кресты света излучают умиротворяющую, целебную энергию. Им приписывают многочисленные факты исцеления. Местные власти после появления в их районе светящихся крестов сообщали об уменьшении напряженности, сокращении наркомании и преступности. Крестные знамения на небе. Одно из первых крестных знамений приписывают временам императора Константина перед войною с Максентием.  Император перед сражением видел наяву знамение креста на небе с надписью "Сим побеждай!", а в следующую ночь увидел во сне Самого Христа Спасителя, Который явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. И действительно, император Константин, соорудив знамя, украшенное крестом, приказал воинам своим процарапать крест на своих щитах, окончательно поразил своего врага и превратился из гонителя христиан, в их защитника. И сейчас существует много зафиксированных фактов крестных знамений на небе. Чудеса в Свято-Николаевском храме, Одесская область. Место чуда: село Кулевча, Саратского района Одесской области, Свято-Николаевский храм. Над этим чудом уже более 2 лет "ломают голову" специалисты ботанического сада ОНУ им. Мечникова. Икона в церкви украшена засушенными лилиями, из сухих стеблей которых сами собой прорастают зеленые ветви, живые листья и цветы. В первую пятницу после Пасхального воскресения, отец Павел достает живые веточки из иконы и раздает прихожанам. В 2007 году, как ни в какой год ранее, лилии оплели икону так, что только лик Божьей Матери остался открыт, стебельки аккуратно обрамляли ее лицо. Лилии, которые без воды растут в иконе (внутри кивота) целый год и расцветают на Пасху – это одно из чудес Свято-Николаевской церкви. Мусульманские  чудеса. Имя Аллаха много раз встречается в природе. Сенегал, обнаружил арбуз, на котором проросло имя Аллах. Годом раньше такое же знамение было найдено на чешуе рыбы. Госпожа Роксана Пател из Болтона, Англия, купила баклажан в местном магазине. Разрезав овощ пополам, она увидела, что семена образовали мусульманский символ «Ай-Аллах», означающий «Бог существует». Последним из мусульманских чудес стали проявляющиеся слова из Корана на разных местах тела маленького мальчика Али из Дагестана, город Хасавюрт. Многие верующие приходят увидеть это живое чудо своими глазами. Ученые установили в доме родителей мальчика постоянно действующие видео камеры, чтобы удостовериться, что письмена на теле Али не подделка. Однако такое чудо не подделаешь. Письмена пропадают на одних участках тела и появляются на других неожиданно. Статуя в Тринидаде плачет кровавыми слезами. Статуя Девы Марии Лурдийской в женском монастыре сестер кармелиток в городе Diego Martin, западный Тринидад, плачет кровавыми слезами. По сообщениям местной печати, кровавые слезы появились 15 февраля 1996 г. Профессор медицины Коуртеней Бартоломей, написавший книгу об этом явлении, утверждает, что сделал анализ этих красных слез и определил, что эти слезы – человеческая кровь. Категории чудес. Не может быть никаких сомнений в том, что чудеса возможны. Господь, сотворивший космос с его основными законами явно не ограничен физическими законами Земли, и потому может вмешиваться в происходящее, где и как Ему угодно. Такое вмешательство мы называем чудом. Мы без труда разделим чудеса на две возможные категории — когда происходит вмешательство в течение природных процессов и когда оно противоречит основному закону. Для удобства изложения мы назовем их чудеса провидения и чудеса творения. Хотя чудеса творения довольно редки, они все-таки случаются. В Библии 89 таких чудес. Многие чудеса  явно требуют непосредственного творческого участия Бога. Чудеса творения (Чудеса А): Сотворение материи. Сотворение энергии и силы. Сотворение порядка, информации, усложнение систем. Сотворение биологической жизни, Сотворение духовной жизни, возрождение человека. Чудеса провидения (Чудеса Б): Управление физическими процессами, Управление биологическими процессами, Ускорение процессов разложения в человеческом организме. Исцеление  человеческого тела, Изгнание бесов. Соотнесение времени естественных процессов.          Чудеса творения противоречат законам природы Земли:  превращение воды в вино, исцеление умирающего сына, излечение парализованного, насыщение толпы, воскрешение из мертвых, исцеление слепорожденного.       Чудеса проведения не противоречат законам природы Земли: Ужасные природные явления – град. Огонь с неба, падение метеоритов, усиление интенсивности ядерных процессов на солнце, нападение саранчи, смерть всех младенцев в Египте, хождение Иисуса Христа по воде. Многие библейские чудеса (в любом случае, не все) также являются чудесами творения — они возможны, только если приостановить действие одного или обоих законов термодинамики, и указывают на непосредственное вмешательство Бога-Творца. Можно сказать, что чудеса творения требуют приостановки действия или замены основных законов природы на противоположные, а чудеса провидения требуют только власти над факторами, в зависимости от которых естественные процессы протекают в рамках этих законов. В первом случае (чудеса А) необходима созидательная сила и, таким образом, участие Самого Творца. Во втором случае (чудеса Б) необходима какая-то сила для контроля над процессом до получения желаемого результата. В такой ситуации возможно участие Господа, но этими рычагами управления могут пользоваться и ангелы (а иногда даже демонические силы). Конечно, и люди могут (до некоторой степени) управлять естественными процессами и использовать их в созданных ими системах, но это мы называем наукой, а не чудом. Одной из основных целей библейских чудес является свидетельство, напоминание о Боге. Такая цель не будет достигнута, если чудеса будут обычным явлением или делом прихоти. В Библии приведены описания 232 чудес. Однако мы не учитываем многие чудеса, которые, по свидетельству Иоанна, были сотворены Христом (Ин. 20:30) или апостолами (Евр. 2:4), но не упоминаются в Писании конкретно. Насчитанные 232 чуда можно рассмотреть в следующем про¬центном соотношении: 38% — чудеса творения; 55% — чудеса провидения; 7% — демонические. Авторы Библии признавали способност Сатаны творить чудеса, говоря о «действии сатаны... со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9). Эти чудеса нельзя отнести к чудесам творения, ибо только Бог может творить. Они могут быть аналогичны чудесам провидения, хотя и не имеют ничего общего ни с чудесной заботой Бога о Своем творении, ни с целями других чудес провидения. Сатана и его ангелы действительно способны влиять на естественные процессы, как и святые Божьи ангелы. Эти злые духи могут в некоторых случаях входить в тело и ум человека и управлять в большей или меньшей степени его физиологией и рассудком. Цели сатанинских чудес коренным образом отличаются от целей истинных чудес провидения. Они являются «ложными чудесами», имеющими цель отдалить людей от Бога и Его воли, а также погубить душу человека. Некоторые сатанинские чудеса внешне вроде бы требуют со-зидательной силы, но ни сатана, ни его бесы просто не могут ничего сотворить. Они могут создавать только иллюзии, которые способны влиять на поверившего в них человека. А потому истинны слова Христа «По вере вашей дастся вам». Защитой против обольщения сатаны может быть знание Библии. Существует только один истинный Бог и Творец всего. Основным признаком отличия божественных чудес от демонических всегда оставалась верность взглядов сотворившего чудо Слову Бога, соответствие Библии. Наука о чудесах. Ни один человек не обладает исчерпывающим знанием «законов природы», а только с этим знанием можно было бы заведомо исключить любую вероятность единственных в своем роде событий. Так ученые смогли опровергнуть ранее бытовавшее мнение, что нервные клетки не восстанавливаются. Восстанавливаются не только сломанные кости, но и нервные клетки и клетки мозга. Наука теперь говорит о вещах как о "вероятных" и "невероятных", но не говорит как о "верных" и "возможных". Этот факт изменил точку зрения многих ученых, которые раньше считали воскресение человека из мертвых невозможным. Несмотря на то, что некоторые ученые все еще не признают чудеса, основываясь на том, что они не могут это проверить научным методом, посредством опыта, большинство ученых допускают возможность, что чудеса имели место, даже включая воскресение Христа и возможное воскресение тех, кто в Него верит. Пытливый историк, изучая невероятное событие обязательно скажет: «А почему бы и нет?» или «Вполне возможно». Так «Федеральный свод правил о законных доказательствах» в США признает истинность «древнего документа»  если 1. документ находиться в состоянии, которое не вызывает сомнений в его подлинности.2. находиться в таком месте, где он вполне мог бы находиться, будь он подлинным,3. существовал не  менее 20 лет, к моменту когда он был предъявлен». В мире насчитывается достоверных древних списков Нового Завета – 24.633 экземпляра, все они  соответствуют этим критериям. Атеисты отвергают возможность чудес, описанных в Библии, потому что они не верят в Бога, действующего чудесным образом. В то же время они принимают верою еще большие чудеса. Отказ верить в чудеса ставит их в такое положение, когда они должны верить в необъяснимое. Например, христианин верит в воскресение мертвого тела, а атеист верит, что вся жизнь произошла от мертвой материи. Христианин верит, что вселенная была создана Божьей силой и Его мудростью, а атеист верит, что вселенная произошла случайно. Таким образом, для того, чтобы быть атеистом, нужно иметь гораздо больше веры, чем христианину. По этой причине многие ученые отвергли атеизм как мировоззрение. Большинство ученых пришли к выводу, что христианское убеждение имеет больше смысла и более удовлетворительно, чем точка зрения атеистов. Так или иначе, научным путем нельзя проверить ни одно, ни другое убеждение. Вот убеждения некоторых известных ученых мира, проверенные их личным опытом. Джаунси "Очевидно, противоречия чаще бывают в физике, нежели в религии. Явные чудеса происходили в физическом мире во все времена и происходят сегодня. Перед лицом тайн мироздания современный физик имеет мало трудностей в признании духовного мира". Гьотеруд "Я должен быть очень осторожным в непринятии свидетельств о чудесах, потому что я должен тогда признать, что эти люди лгут. Мы не можем сказать, что чудеса невозможны. И вообще, я думаю, что ненаучно - делать выводы о том, что мы не знаем. Чудеса относятся к специальным феноменам, которые иногда могут происходить. Они не укладываются в рамки науки, потому что мы не можем их воспроизвести. И это не область науки, чтобы их отвергать". Ломбард «Это вполне нормально, что не всем явлениям, происходящим в мире, мы можем дать объяснение. С такими явлениями ученые встречаются ежедневно. Необыкновенное и прочное существование Библии – прошедшей через все века – это уже является чудом». Вывод: Природа чуда не покоится в сфере физического мира, которую наука могла бы анализировать, повторить или измерить, а находится в сфере духовного, которая научно необъяснима. Она познается только личным опытом, если есть готовность к этому, а потому прав был Дени Дидро, утверждая: «Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются» Прокопишина Н.А., преподаватель социологии и философии, Семиколенова Е.В., студентка.

Феномен чуда

(философское осмысление феномена чудес)
"Чудеса относятся к категории очень малой вероятности, но, тем не менее,нет ничего невозможного". Валленфельс "Чудо находится в противоречии не с природой, а с тем, что нам известно о природе» Августин Блаженный Верите ли вы в чудеса? Некоторые люди убеждены, что в век электроники и развитой медицины верить в чудеса глупо и смешно. Однако чудеса случаются независимо от нашей веры в них и в мире по-прежнему встречаются явления и события, которые нельзя по иному обозначить, как только «чудо».  Давайте поразмышляем об этом явлении… Понятие аномальности в науке. В рамках науки третьего тысячелетия ненаучным является все то, что выходит за пределы установленных моделей, например наблюдение НЛО, телепатия, полтергейст, материализация, дематериализация, экстрасенсорика, воскресение из мертвых, превращение одного вещества в другое. Что же такое аномальность? Аномальность (греч. anomalia букв. «неровность») – отклонение от нормы, общей закономерности, несходство с обыкновенным, странность. Аномальные явления – соответственно явления, отклоняющиеся от общей закономерности, нормы. Их нельзя назвать неправильным явлением, так как эти явления, реально существуют, но пока не объяснены современной наукой. Как физиологическая особенность организма понятие аномальность воспринимается как неправильность, порок в организме и является верным утверждением, так как рано или поздно такое явление приводит организм к гибели. В истории науки можно сказать, что ВСЕ ученые занимались изучением аномальных явлений, то есть явлений, которые на определенном этапе воспринимались как ненаучные, аномальные. Мендель проводил опыты с наследственными признаками гороха, когда само явление еще не было никем изучено, то есть было именно аномальным. Первая диссертация Эйнштейна была отклонена как ненаучная, не имеющая достаточных доказательств. Позже он защитил эту диссертацию, «Теория относительности» которая перевернула всю научную картину мира и была признана всемирной наукой. Чудо – 1)  всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы, 2) в религиозных и мифологических представлениях сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной потусторонней силы, 3)нечто противоречащее научному представлению. В общепринятом понимании чудо чрезвычайное, непостижимое и оттого удивительное событие. В религиозном сознании чудо, несомненно, связано с проявлением сверхъестественного, причём таким проявлением, которое нарушает привычный порядок вещей, ход событий, законы природы. Для сравнения можно привести определения чуда в трёх разных по времени и отношению к религии справочных изданиях. Дореволюционный «Полный православный богословский энциклопедический словарь»: «Чудо есть доступное внешнему наблюдению действие или событие сверхъестественное, но не противоестественное, производимое непосредственно силою Божиею для достижения важных религиозных целей на пути спасения» [1, стлб. 2370]. Словарь атеиста «Православие», 1988 г.: «Чудо – в религии – сверхъестественное, непостижимое событие, вызванное волей божьей и побеждающее законы природы ради достижения важной религиозной цели» [2, с. 262]. Современная электронная версия Британской Энциклопедии: «Чудо – необычное и удивительное событие, которое приписывается присутствию и действию предельной (ultimate) или божественной силы» [3]. Таким образом, все определения чуда исходят из того, что чудо – событие, происшествие, факт. От прочих событий оно отличается: 1) редкостью или даже уникальностью, 2) силой воздействия на сознание, 3) инаковостью по отношению к «естественным законам», то есть устойчивым, повторяющимся, систематически фиксируемым в опыте связям. Чудо не является нарушением физических или иных закономерностей. Оно является нарушением наличного опыта, сложившихся, устоявшихся представлений о мире – словом, опять-таки повседневной ситуации. Ведь когда происходит чудо, изменяется восприятие лишь одного фрагмента (элемента, момента) действительности, остальные же фрагменты, как и действительность в целом, сохраняют свою повседневную стабильность. Чудо обладает огромной силой воздействия на сознание. Оно поражает, потрясает, восхищает. С ним связаны наиболее острые переживания. Поэтому чудо всегда удивительно, и неслучайно во многих языках слово «чудо» этимологически связано со словом «удивление». Разумеется, не всё удивительное есть чудо. Но всякое чудо должно удивлять, иначе манифестация сверхъестественного может остаться незамеченной. В этом и кроется установка на сенсационность чуда: оно не должно остаться незамеченным, оно должно будоражить общественное мнение, о нём должны говорить, его должны ждать: либо в форме повторения, либо в форме новообразования. Только тогда оно будет воспринято как знамение, знак, символ сверхъестественной, превосходящей реальности.  Чудеса происходят не для того, чтобы поразвлекать маловерных, позабавить публику. Чудо – это событие, которое рождает и укрепляет веру, напоминает о Боге. В этом самая сущность и назначение чудес. Чудеса чаще случаются в жизни тех, кто в них верит, и чем больше верит, тем чаще они и случаются в виде чудесных исцелений или благоприятных событий. Проблема чудес. Как же нам относиться к чудесам, которые описывает Библия? Есть ли в царстве природы место для сверхъестественного? Ответ науки на этот вопрос обычно сводится к утверждению: чудеса невозможны. Вот уже почти двести лет большинство ученых и философов считают, что никакого количества свидетельств не будет достаточно, чтобы подтвердить факт чуда. Наблюдаемое событие, которое не имеет ясного натуралистического объяснения, как правило, отметается следующими способами: (1) наблюдения были неполны или ошибочны; (2) необъяснимый характер явления может быть обусловлен не сверхъестественными силами, а нашим ограниченным пониманием природных процессов; в силу статистического характера естественных явлений. Интересный исторический факт. В 1790 году около французского города Жюллек упал метеорит. Мэр составил протокол об этом событии, который подписали 300 свидетелей. И послал в Парижскую академию. Вместо благодарности парижская Академия составила объемистый трактат «Об абсурдности падения камней с неба», и приняла специальное постановление по этому поводу. Многие музеи выбросили метеориты из своих коллекций, чтобы не сделать музей посмешищем. А один из академиков, Делюк, заявил: «если даже такой камень упадет у меня перед ногами, и я вынужден буду признать, что я его видел, я добавлю, что поверить в это я не могу.» Другой академик, Годен, добавил, что «подобные факты лучше отрицать, чем опускаться до попыток объяснить их». Почему же почетные академики объявили войну метеоритам? «Согласно поверьям невежественных людей, камни с неба посылает Бог. А раз Бога нет – значит, не может быть и камней с неба» - постановили парижские академики. Что наука объяснить не в силах – то она отвергает, чтобы не «опозориться, признав свое непонимание процессов и явлений». Теперь же о метеоритах слышал любой школьник, а процитированная фраза стала символом особого явления - "научной тупости", стремящейся отмахнуться от всего, что не вписывается в стройную картину мира академической науки. Если называть чудом все то, что непознанно и необъяснимо с точки зрения современной науки, то тогда мир полон чудес, так как познанного и понятного неизмеримо меньше. В мире собрано много информации о разного рода явлениях, приписываемых к категории чудес. Вот лишь некоторые из них. Кресты из света. В 1988 г. пылающие кресты света внезапно появились в оконных стеклах домов в Лос-Анджелесском пригороде Эль-Монте- Карло, штат Калифорния, США. Этот феномен распространился  и на многие другие страны: Австралию, Новую Зеландию, Индию, Филиппины, Великобританию и Германию. Свидетели говорили, что кресты света излучают умиротворяющую, целебную энергию. Им приписывают многочисленные факты исцеления. Местные власти после появления в их районе светящихся крестов сообщали об уменьшении напряженности, сокращении наркомании и преступности. Крестные знамения на небе. Одно из первых крестных знамений приписывают временам императора Константина перед войною с Максентием.  Император перед сражением видел наяву знамение креста на небе с надписью "Сим побеждай!", а в следующую ночь увидел во сне Самого Христа Спасителя, Который явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. И действительно, император Константин, соорудив знамя, украшенное крестом, приказал воинам своим процарапать крест на своих щитах, окончательно поразил своего врага и превратился из гонителя христиан, в их защитника. И сейчас существует много зафиксированных фактов крестных знамений на небе. Чудеса в Свято-Николаевском храме, Одесская область. Место чуда: село Кулевча, Саратского района Одесской области, Свято- Николаевский храм. Над этим чудом уже более 2 лет "ломают голову" специалисты ботанического сада ОНУ им. Мечникова. Икона в церкви украшена засушенными лилиями, из сухих стеблей которых сами собой прорастают зеленые ветви, живые листья и цветы. В первую пятницу после Пасхального воскресения, отец Павел достает живые веточки из иконы и раздает прихожанам. В 2007 году, как ни в какой год ранее, лилии оплели икону так, что только лик Божьей Матери остался открыт, стебельки аккуратно обрамляли ее лицо. Лилии, которые без воды растут в иконе (внутри кивота) целый год и расцветают на Пасху – это одно из чудес Свято-Николаевской церкви. Мусульманские  чудеса. Имя Аллаха много раз встречается в природе. Сенегал, обнаружил арбуз, на котором проросло имя Аллах. Годом раньше такое же знамение было найдено на чешуе рыбы. Госпожа Роксана Пател из Болтона, Англия, купила баклажан в местном магазине. Разрезав овощ пополам, она увидела, что семена образовали мусульманский символ «Ай-Аллах», означающий «Бог существует». Последним из мусульманских чудес стали проявляющиеся слова из Корана на разных местах тела маленького мальчика Али из Дагестана, город Хасавюрт. Многие верующие приходят увидеть это живое чудо своими глазами. Ученые установили в доме родителей мальчика постоянно действующие видео камеры, чтобы удостовериться, что письмена на теле Али не подделка. Однако такое чудо не подделаешь. Письмена пропадают на одних участках тела и появляются на других неожиданно. Статуя в Тринидаде плачет кровавыми слезами. Статуя Девы Марии Лурдийской в женском монастыре сестер кармелиток в городе Diego Martin, западный Тринидад, плачет кровавыми слезами. По сообщениям местной печати, кровавые слезы появились 15 февраля 1996 г. Профессор медицины Коуртеней Бартоломей, написавший книгу об этом явлении, утверждает, что сделал анализ этих красных слез и определил, что эти слезы – человеческая кровь. Категории чудес. Не может быть никаких сомнений в том, что чудеса возможны. Господь, сотворивший космос с его основными законами явно не ограничен физическими законами Земли, и потому может вмешиваться в происходящее, где и как Ему угодно. Такое вмешательство мы называем чудом. Мы без труда разделим чудеса на две возможные категории — когда происходит вмешательство в течение природных процессов и когда оно противоречит основному закону. Для удобства изложения мы назовем их чудеса провидения и чудеса творения. Хотя чудеса творения довольно редки, они все-таки случаются. В Библии 89 таких чудес. Многие чудеса  явно требуют непосредственного творческого участия Бога. Чудеса творения (Чудеса А): Сотворение материи. Сотворение энергии и силы. Сотворение порядка, информации, усложнение систем. Сотворение биологической жизни, Сотворение духовной жизни, возрождение человека. Чудеса провидения (Чудеса Б): Управление физическими процессами, Управление биологическими процессами, Ускорение процессов разложения в человеческом организме. Исцеление  человеческого тела, Изгнание бесов. Соотнесение времени естественных процессов.          Чудеса творения противоречат законам природы Земли:  превращение воды в вино, исцеление умирающего сына, излечение парализованного, насыщение толпы, воскрешение из мертвых, исцеление слепорожденного.       Чудеса проведения не противоречат законам природы Земли: Ужасные природные явления – град. Огонь с неба, падение метеоритов, усиление интенсивности ядерных процессов на солнце, нападение саранчи, смерть всех младенцев в Египте, хождение Иисуса Христа по воде. Многие библейские чудеса (в любом случае, не все) также являются чудесами творения — они возможны, только если приостановить действие одного или обоих законов термодинамики, и указывают на непосредственное вмешательство Бога-Творца. Можно сказать, что чудеса творения требуют приостановки действия или замены основных законов природы на противоположные, а чудеса провидения требуют только власти над факторами, в зависимости от которых естественные процессы протекают в рамках этих законов. В первом случае (чудеса А) необходима созидательная сила и, таким образом, участие Самого Творца. Во втором случае (чудеса Б) необходима какая-то сила для контроля над процессом до получения желаемого результата. В такой ситуации возможно участие Господа, но этими рычагами управления могут пользоваться и ангелы (а иногда даже демонические силы). Конечно, и люди могут (до некоторой степени) управлять естественными процессами и использовать их в созданных ими системах, но это мы называем наукой, а не чудом. Одной из основных целей библейских чудес является свидетельство, напоминание о Боге. Такая цель не будет достигнута, если чудеса будут обычным явлением или делом прихоти. В Библии приведены описания 232 чудес. Однако мы не учитываем многие чудеса, которые, по свидетельству Иоанна, были сотворены Христом (Ин. 20:30) или апостолами (Евр. 2:4), но не упоминаются в Писании конкретно. Насчитанные 232 чуда можно рассмотреть в следующем про¬центном соотношении: 38% — чудеса творения; 55% — чудеса провидения; 7% — демонические. Авторы Библии признавали способност Сатаны творить чудеса, говоря о «действии сатаны... со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9). Эти чудеса нельзя отнести к чудесам творения, ибо только Бог может творить. Они могут быть аналогичны чудесам провидения, хотя и не имеют ничего общего ни с чудесной заботой Бога о Своем творении, ни с целями других чудес провидения. Сатана и его ангелы действительно способны влиять на естественные процессы, как и святые Божьи ангелы. Эти злые духи могут в некоторых случаях входить в тело и ум человека и управлять в большей или меньшей степени его физиологией и рассудком. Цели сатанинских чудес коренным образом отличаются от целей истинных чудес провидения. Они являются «ложными чудесами», имеющими цель отдалить людей от Бога и Его воли, а также погубить душу человека. Некоторые сатанинские чудеса внешне вроде бы требуют со-зидательной силы, но ни сатана, ни его бесы просто не могут ничего сотворить. Они могут создавать только иллюзии, которые способны влиять на поверившего в них человека. А потому истинны слова Христа «По вере вашей дастся вам». Защитой против обольщения сатаны может быть знание Библии. Существует только один истинный Бог и Творец всего. Основным признаком отличия божественных чудес от демонических всегда оставалась верность взглядов сотворившего чудо Слову Бога, соответствие Библии. Наука о чудесах. Ни один человек не обладает исчерпывающим знанием «законов природы», а только с этим знанием можно было бы заведомо исключить любую вероятность единственных в своем роде событий. Так ученые смогли опровергнуть ранее бытовавшее мнение, что нервные клетки не восстанавливаются. Восстанавливаются не только сломанные кости, но и нервные клетки и клетки мозга. Наука теперь говорит о вещах как о "вероятных" и "невероятных", но не говорит как о "верных" и "возможных". Этот факт изменил точку зрения многих ученых, которые раньше считали воскресение человека из мертвых невозможным. Несмотря на то, что некоторые ученые все еще не признают чудеса, основываясь на том, что они не могут это проверить научным методом, посредством опыта, большинство ученых допускают возможность, что чудеса имели место, даже включая воскресение Христа и возможное воскресение тех, кто в Него верит. Пытливый историк, изучая невероятное событие обязательно скажет: «А почему бы и нет?» или «Вполне возможно». Так «Федеральный свод правил о законных доказательствах» в США признает истинность «древнего документа»  если 1. документ находиться в состоянии, которое не вызывает сомнений в его подлинности.2. находиться в таком месте, где он вполне мог бы находиться, будь он подлинным,3. существовал не  менее 20 лет, к моменту когда он был предъявлен». В мире насчитывается достоверных древних списков Нового Завета – 24.633 экземпляра, все они  соответствуют этим критериям. Атеисты отвергают возможность чудес, описанных в Библии, потому что они не верят в Бога, действующего чудесным образом. В то же время они принимают верою еще большие чудеса. Отказ верить в чудеса ставит их в такое положение, когда они должны верить в необъяснимое. Например, христианин верит в воскресение мертвого тела, а атеист верит, что вся жизнь произошла от мертвой материи. Христианин верит, что вселенная была создана Божьей силой и Его мудростью, а атеист верит, что вселенная произошла случайно. Таким образом, для того, чтобы быть атеистом, нужно иметь гораздо больше веры, чем христианину. По этой причине многие ученые отвергли атеизм как мировоззрение. Большинство ученых пришли к выводу, что христианское убеждение имеет больше смысла и более удовлетворительно, чем точка зрения атеистов. Так или иначе, научным путем нельзя проверить ни одно, ни другое убеждение. Вот убеждения некоторых известных ученых мира, проверенные их личным опытом. Джаунси "Очевидно, противоречия чаще бывают в физике, нежели в религии. Явные чудеса происходили в физическом мире во все времена и происходят сегодня. Перед лицом тайн мироздания современный физик имеет мало трудностей в признании духовного мира". Гьотеруд "Я должен быть очень осторожным в непринятии свидетельств о чудесах, потому что я должен тогда признать, что эти люди лгут. Мы не можем сказать, что чудеса невозможны. И вообще, я думаю, что ненаучно - делать выводы о том, что мы не знаем. Чудеса относятся к специальным феноменам, которые иногда могут происходить. Они не укладываются в рамки науки, потому что мы не можем их воспроизвести. И это не область науки, чтобы их отвергать". Ломбард «Это вполне нормально, что не всем явлениям, происходящим в мире, мы можем дать объяснение. С такими явлениями ученые встречаются ежедневно. Необыкновенное и прочное существование Библии – прошедшей через все века – это уже является чудом». Вывод: Природа чуда не покоится в сфере физического мира, которую наука могла бы анализировать, повторить или измерить, а находится в сфере духовного, которая научно необъяснима. Она познается только личным опытом, если есть готовность к этому, а потому прав был Дени Дидро, утверждая: «Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются» Прокопишина Н.А., преподаватель социологии и философии, Семиколенова Е.В., студентка.

Феномен чуда

(философское осмысление феномена чудес)
Журнал “Спеши любить …” авторский журнал Натальи Прокопишиной
Журнал “Спеши любить …” авторский журнал Натальи Прокопишиной